Денежные реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение денежных реформ, проводимых в России. Они же являются объектом исследования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

Изучить понятие денежной реформы, основные виды и методы её проведения;
Изучить эволюцию денежных реформ, понять их причины и результаты;
Рассмотреть основные направления развития денежной системы России на 2011-2013 года.

Содержание

Введение 2

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ 4

1.2 Методы осуществления денежных реформ 6

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИИ И ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 12

2.1 Денежные реформы XVI-XVIII веков 12

2.2 Денежные реформы XIX века 16

2.3 Денежные реформы XX века 27

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА 2011-2013 ГОДА 31

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Содержание моя курсовая.docx

— 76.76 Кб (Скачать документ)

     Денежная  реформа С.Ю. Витте подверглась  многочисленным нападкам её противников. В своих воспоминаниях Витте  писал, что многие известные российские финансисты, признавая пользу предлагаемых мер, тем не менее, колебались в выборе: следует ли ввести денежное обращение, основанное только на золоте, или же исключительно на серебре, или на обоих металлах. Большую смуту  в полемику внесли записки французского экономиста Тьерри, сторонника серебряного  монометаллизма, и председателя Совета Французской республики Мелина. Эти  заметки были переданы в 1894 г. императору Александру III французским послом. Авторы настоятельно проводили мысль о  необходимости введения в России если не серебряного монометаллизма, то биметаллизма, подобно тому, как  это было сделано во Франции. С.Ю. Витте охарактеризовал действия французов как в высшей степени  некорректное вмешательство во внутренние дела России.

     Препятствием  на пути проведения реформы был и  Государственный Совет, который  преднамеренно затягивал утверждение  предложений Витте о денежной реформе. «В России, - писал С.Ю. Витте, - необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются». Поэтому он решил вести все денежные преобразования через финансовый комитет, который большей частью состоял из профессионалов, поддерживающих денежную реформу. Кроме того, в поддержку реформы высказался Николай II». Витте писал, что «…Россия металлическому золотому обращению обязано исключительно Николаю II».

     Однако  если верить «Воспоминаниям» Витте, против реформы была почти вся  «мыслящая Россия». Народ помнил, что со времён Крымской войны кредитные  билеты было практически невозможно разменять на золото и серебро. Кроме  того, определённые слои населения, преимущественно  экспортёры сельскохозяйственных товаров, ошибочно считали, что им выгоднее бумажно-денежное обращение. Отрицательная реакция  общества на денежную реформу 1895-1897 гг., как полагал С. Ю. Витте, происходила  более всего «от невежества».

     После денежной реформы Витте и введения золотого монометаллизма серебряный рубль  был превращён во вспомогательное  средство платежа. Расчёты в серебре  между частными лицами ограничивались 25 руб. крупными номиналами и 3 руб. –  разменной монетой.

     Система золотого монометаллизма с обращением кредитных билетов просуществовала  в России вплоть до начала Первой мировой  войны.

     Если  золотая, серебряная и медная монеты в царствование Николая II существенным изменениям не подвергалась, то оформление и набор бумажных денежных знаков претерпели много перемен.

     Билеты  в 1, 3, 5, 10 и 25 руб., выпущенные сразу после  реформы 1895-1897 гг., по внешнему виду не отличались от своих предшественников. В 1898-1899 гг. появились по-новому оформленные 50-, 100-, 500-руб. купюры. На них были изображены портреты Николая I, Екатерины II и Петра I.

     С 1905 г. началась их постепенная замена на билеты нового образца достоинством в 3, 5, 10, 25, 100 и 500 руб., в оформлении которых проявились элементы стиля модерн, хотя «русский» стиль продолжал сказываться в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти и в женской фигуре, олицетворяющей Россию, с причудливым сочетанием в её одежде готических, романтических элементов и русского народного стиля.16

     Выпуском  денежных знаков образца 1909-1912 гг., в  сущности, заканчивается история  дореволюционного русского денежного  обращения. Следует упомянуть ещё  о попытке наладить чеканку никелевых  монет в 1911 г., но дальше выпуска пробных  экземпляров дело не пошло.

2.3 Денежные реформы XX века

 

     Реформа 1961 г. В 1958 г. в обстановке строгой секретности обсуждались вопросы общего оздоровления денежной системы СССР, деноминации рубля и выпуска денег нового образца. О предстоящей реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960 г. в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР № «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами».17 На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в 3 раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто.

     24 февраля 1958 г. Совет министров  СССР принял постановление о  чеканке монет нового образца.  В октябре-декабре 1960 г. деньги  нового образца заполнили хранилища Госбанка. В октябре начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по методике – 10:1.

     С 1 января 1961 г. начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб.18 Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб. Денежные билеты образца 1947 г. и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 г., изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось до 1 апреля 1961 г. Старая монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте. Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряженные периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 г., после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось.

     Дробная часть копейки, полкопейки и больше, увеличивалась при пересчете  цен и тарифов до целой копейки, и только в виде исключения (по хлебу, молочнокислым продуктам и товарам  детского ассортимента) округление цен, оканчивавшихся на 0,5 коп., проводилось  в сторону снижения. Новые советские  деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т. золота. Курс рубля с 1961 г. определялся 90 коп./$. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Содержание золота в рубле  повышалось не в 10 раз, а в 4,4 (до 0,987412 г.).

     Изменение масштаба цен и замена денег старого  образца новыми затруднялись рядом  обстоятельств – в частности, нехваткой товарных фондов. Их дефицит  составлял в 1961 г. примерно 1,2 млрд. руб. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и  растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных  рынках. Перерасчеты заработной платы  и платежей нередко проводились  с ошибками – оклады в новом  масштабе цен завышались, государственные  пенсии и пособия занижались, в  магазинах чаще встречалось завышение  цен, чем занижение.19

Денежная  реформа 1998 г .Замедление спада в экономике в 1996—1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.

     С 1 января 1998 г. началась деноминация  – техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца. Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали  в обороте. С 1 января 1998 г. введены  в обращение банкноты образца 1997 г. достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и  металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 гг. (включая их модификации 1994 г.) и монеты СССР и России 1961-1996 г. оставались в обращении в течение  всего 1998 г. и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (1 руб. становится 1000 руб., обозначенная на «старой» купюре, одной коп. - монета в 10 руб.). К окончанию процесса деноминации было изъято более 6 млрд. банкнот. После 31 декабря 1998 г. хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и металлические деньги можно было обменять до конца 2002 г.

     Однако  в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового  кризиса, отлива из страны спекулятивных  иностранных капиталов, падения  курсов ценных бумаг на фондовой бирже  и зашедшей в тупик экономической  политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство  оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами  и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами  достигли 16 млрд. долл., т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами  Банка России.

     Катализатором негативных процессов в экономике  стали непродуманные по своим  последствиям решения Правительства  Российской Федерации и Банка  России от 17 августа 1998 г. Произошло  совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого  падения доверия со стороны потенциальных  кредиторов и инвесторов, значительного  снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.20

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА 2011-2013 ГОДА

 

     Правительство Российской Федерации одобрило проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

     В основных направлениях денежно- кредитной  политики на 2011-2013 годы отражаются главные  задачи, стоящие перед Банком России в этот период в соответствии с  проводимой правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.21

     В соответствии со сценарными условиями  функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году. 
    Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". 
    В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%. 
    Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов.

     В зависимости от сценарных вариантов  развития темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам  динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%. 
    При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов. При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода. 
    Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения. 
    В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение чистых международных резервов может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году. 
    Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение чистых внутренних активов должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.     Как предусмотрено "Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики чистых международных резервов может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей. 
    Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост чистых международных резервов составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. 
    В 2011 и 2012 годах указанный прирост чистых международных резервов будет частично компенсирован сокращением чистых внутренних активов, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение чистых внутренних активов на 0,9 трлн. рублей. 
    В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на чистых внутренних активов: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год. 
    При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение чистых внутренних активов будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно. 
    В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение н чистых международных резервов а 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение чистых внутренних активов по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост чистых внутренних активов может составить 0,1 трлн. рублей. 
    С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост чистых внутренних активов будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. 
    Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.22
 

Информация о работе Денежные реформы в России