Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:06, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является выявление сущности и анализ присущих финансам функций в современной экономике и определение роли финансов в общественном воспроизводстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Основные функции финансов как проявление их сущности…………………...4
Распределительная функция……………………………………………......4
Контрольная функция……………………………………………….…...…7
Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов ………………….…10
2.1. Стимулирующая функция………………………………….………….……..13
Регулирующая функция ……………………………………………….…..14
Стабилизационная функция…………………………………………….….15
Заключение……………………………………………….………………………..17
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Финансы Олюнин.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

           Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятия, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии  главными бухгалтерами, работниками финансового отделов, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности.     

           Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

           Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений

 и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

           Контрольная функция финансов  – это, прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота(6, с.11).

           Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства(12, с.12).

           Финансовый контроль является  деятельностью особых контролирующих  органов. В зависимости от субъектов,  осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль (14, с.13).

           Общегосударственный контроль осуществляют  органы государственной власти  и управления – Федеральное  Собрание, его палаты: Государственная  Дума и Совет Федерации, Счетная  палата РФ и другие. На региональном уровне финансовый контроль производится органами региональной власти, специально создаваемыми контрольными органами. В компетенцию органов государственной и региональной власти входят контроль за проведением единой финансовой политики, определение и согласование ориентиров на федеральном и региональном уровнях.

           Ведомственный контроль проводится  контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств. Объектом проверки выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий и учреждений, находящихся в ведомственном подчинении.

           Внутрихозяйственный контроль осуществляется  финансовыми службами предприятий  и учреждений с целью самостоятельной  проверки  своей производственной и финансовой деятельности.

           Общественный финансовый контроль выполняется отдельными лицами на добровольных началах.        

           Развитие рыночных отношений  и создание акционерных форм  собственности привели к необходимости создания аудита, то есть независимого вида финансового контроля, имеющего целью выдачу заключения о полноте и достоверности бухгалтерской отчетности, соответствии финансовых операций действующему законодательству (8, с.524).       

           Независимый финансовый контроль  осуществляют аудиторские фирмы  и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

           Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед контролем ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

                                    

              2. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

     Несмотря  на длительную историю существования  финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

         При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание фундаментальных теоретических проблем и категорий.

     Изучение  и правильное понимание важнейших  финансовых категорий затрудняется наличием в финансово-экономической  литературе множества различных, иногда противоположных точек зрения по вопросам их необходимости, сущности, содержания и назначения.

     В теории финансов одним из проблемных вопросов является вопрос о необходимости  финансов вообще. Изучением финансов занимались очень мало и поверхностно.

     Большинство экономистов обуславливали объективную  необходимость финансов наличием государства  и товарно-денежных отношений без  основательного обоснования этого  положения применительно к категории  финансы.

     Однако  есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в выполнении государством своих функций.

     Однако  до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

     Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся  в распоряжении государства и  предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.

     Переход к рыночной экономике происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными странами. Финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:

    • Денежный характер финансовых отношений
    • Распределительный характер финансовых отношений
    • Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов
    • Безэквивалентность отношений распределения (Это отличает финансы от отношений купли-продажи)
    • Безвозвратность и бесплатность  (Это отличает финансы от кредита)

     Опираясь  на данные признаки можно увидеть, что  финансы возникают и функционируют  на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения  и перераспределении стоимости  общественного продукта. Из этого  следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен – это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории – финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.

     К числу дискуссионных относится  вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

     Если  под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

     Однако  в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта  финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

          К числу дискуссионных вопросов в теории финансов относится вопрос о их функциях. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: стабилизационная, стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

           Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь ”распределительной”, как финансы.

           Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

           Наличие дискуссионных вопросов в финансовой сфере обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

          На практике функции финансовой системы действуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Нельзя выявить финансовые отношения, которые характеризовались бы только распределительной функцией, контрольной или регулирующей (14, с.14). Именно одновременное проявление данных функций и позволяет в полной мере оценить роль и значимость финансовой системы. 

           2.1. Стимулирующая функция финансов

         Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.

          Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении (10, с.29). Как известно, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управлять им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

Информация о работе Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов