Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:06, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является выявление сущности и анализ присущих финансам функций в современной экономике и определение роли финансов в общественном воспроизводстве.
Введение…………………………………………………………………………....3
Основные функции финансов как проявление их сущности…………………...4
Распределительная функция……………………………………………......4
Контрольная функция……………………………………………….…...…7
Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов ………………….…10
2.1. Стимулирующая функция………………………………….………….……..13
Регулирующая функция ……………………………………………….…..14
Стабилизационная функция…………………………………………….….15
Заключение……………………………………………….………………………..17
Список литературы……………………………
- бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить;
- цены, тарифы. И в условиях рыночной
экономики государство, как
- налоги. Это наиболее мощный
финансовый инструмент
- экспортно-импортные пошлины,
Можно привести и другие примеры выполнения
финансами стимулирующей роли. Однако
и из приведенных видно, какое сильное
воздействие может оказать на развитие
производства или какой- либо сферы деятельности
использование одного или одновременно
нескольких перечисленных финансовых
рычагов.
2.2. Регулирующая функция финансов
Представляется, что именно в рамках финансовой системы, в процессе ее воздействия на хозяйствующие субъекты происходит реализация помимо распределительной и контрольной такой функции, как регулирующая.
Так, на макроуровне регулирующая функция финансовой системы связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства (3,с.13). Это достигается посредством регулирования государственных расходов, налоговых методов, осуществлений финансовых отношений в рамках государственного кредита.
Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением централизованных фондов денежных средств и их использованием. В составе государственных расходов происходит финансирование наиболее важных экономических и социальных программ. Финансовое регулирование посредством расходной части бюджета достигается на основе принципов целевого направления средств и в основном безвозвратного характера их расходования. Государственные расходы осуществляются по целевому назначению в соответствии с утвержденным финансовым планом и не нуждаются в обязательном возмещении. Тем не менее, принцип безвозвратности не означает бесконтрольное использование хозяйствующим субъектом выделенных из бюджета финансовых ресурсов.
Регулирование процесса воспроизводства осуществляется и с помощью налоговых методов. Снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот используется для стимулирования хозяйственной активности отдельных территорий, отраслей, групп производителей. С другой стороны, посредством увеличения налогового пресса государство получает дополнительные доходы, которые направляются в первую очередь на финансирование экономики.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов осуществляется их выделение на платной и возвратной основе, т.е. происходит предоставление государственного кредита. Платный и возвратный характер государственных финансов позволяет повысить эффективность их использования.
На микроуровне регулирующая функция
проявляется в организации финансовых
отношений в рамках хозяйствующего субъекта,
определении приоритетов развития и их
финансовом обеспечении (14,с.14).
2.3. Стабилизационная функция.
В условиях рыночных отношений финансы
должны выполнять стабилизационную функцию.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильные условия в экономических
и социальных отношениях. Особое значение
при этом имеет вопрос о стабильности
финансового законодательства, поскольку
без этого невозможно осуществление инвестиционной
политики в производственную сферу со
стороны частных инвесторов. Достижение
стабилизации рассматривается Правительством
РФ как необходимое условие для перехода
рыночной экономики к социально ориентированному
экономическому росту (1, с.18).
Заключение.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях и стимулирующая, за счет которой государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.
Список
литературы
1. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы»: Учебник - М., 2002 – 512с.
2. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 – 479с.
3.Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки»: Учебное пособие - М.,2000-605с.
4. Родионова
В.М. «Финансы»:Учебное
5. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник/Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской - М.: Юрайт 2007- 612с.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра, 2007- 519с.
7.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов./Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001 – 512с.
8.Финансы,
денежное обращение и кредит:
Учебник./М.В. Романовский и
9.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К., А.М. Ковалевых - М.: Проспект, 2007 – 652с.
10.Финансы,
денежное обращение и кредит.
Учебник./Под ред. В.К.
11.Финансы и кредит: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления /В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова- М.: Юнити-Дана, 2006 - 399с.
12.Финансы и кредит: Учебное пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 512с.
13.Финансы.Учебник/Под ред. проф. В.В.Ковалева - М.:ПБОЮЛ,2001– 640с.
14.Финансы
и финансовая система России:
Учебное пособие/Под ред. С.С.
15. С.И. Лушин, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, «О функциях финансов. Исторический аспект», ж-л «Финансы» №7 2005 – 54с.
Информация о работе Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов