Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:41, дипломная работа
Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.
Введение.
с.3-5.
Глава I. Понятие договора финансовой аренды.
с.5-38.
1. История возникновения финансовой аренды.
с.5-8.
2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга)
с.8-19.
3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров.
с.20-23.
4. Законодательство о финансовой аренде.
с.23-35.
5. Преимущество финансовой аренды.
с.36-38.
Глава II. Практика применения, заключения и исполнения договора финансовой аренды в Российской Федерации.
с.38-60.
1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой аренды.
с.38-47.
2. Практика применения финансовой аренды в России.
с.47-54.
3. Перспективы развития финансовой аренды в России.
с.54-60.
Заключение.
с.60-62.
Такое распределение рисков в лизинговой сделке в отличии от арендной является вполне обоснованным, т.к. лизингодатель приобретает имущество по просьбе и в интересах лизингополучателя.1
При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому, если имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не зависящим от арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора. Соответственно по прекращению обязательства отпадают обязательства платить арендную плату.
При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию лизингодателя, если пользователь имущества нарушил условия договора, или по желанию лизингодателя последний также обязан продолжать вносить лизинговые платежи или погасить общую сумму, предусмотренную договором, а в некоторых случаях погасить неустойку.
По своему содержанию договор лизинга близок к договору проката. Отличие – в объекте, сроках, объема ответственности и т.д.
Приобретая объект лизинга в собственность, лизинговая компания финансирует покупку имущества. Оплата имущества – самая главная функция лизингодателя. Если и говорить об адекватности лизинговых и кредитных отношений, то только в экономическом смысле, так как с юридической точки зрения, пользователь имущества не заключает с лизингодателем денежный договор займа.
Западными учеными отстаивается мысль о том, что наличие в договоре лизинга опциона на покупку позволяет квалифицировать его как договор купли-продажи особого типа. Но следует учесть, что при договоре купли-продажи в рассрочку право собственности переходит от продавца к покупателю, как правило, в момент заключения договора. При договоре лизинга право собственности сохраняется за лицом, предоставившим оборудование во временное пользование. В содержание договора лизинга не включается обязанность пользователя по приобретению имущества в собственность: вопрос покупки оборудования полностью передан на рассмотрение пользователя.
Следовательно, ни один из отдельно взятых традиционных институтов гражданского права не в состоянии адекватно регулировать весь комплекс лизинговых отношений. На этом, в принципе, основывается второй подход к решению вопроса о юридической природе договора лизинга. Лизинговые отношения соответствуют принципиально новому типу правоотношений, что и получает подтверждение в признании самостоятельного значения лизингового договора.
Вопросы юридической
природы лизинга
Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений -гарантия и залог успешного развития лизингового бизнеса. Правовая же неопределенность отношений с партнерами, а в ряде случаев незащищенность как лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска лизинговых сделок и являются причиной, сдерживающей предпринимательскую инициативу.
В соответствии с законодательством большинства развитых стран передача в аренду машин и оборудования на условиях лизинга до недавнего времени регулировалась общими нормами, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование. При этом нормативных актах отсутствовала терминологическая определенность и однозначность. В последнее время в гражданском праве ряда зарубежных стран даны юридические определения лизинга и отдельных его видов, а в некоторых приняты соответствующие законодательные акты. По уровню правового обеспечения лизинговых отношений можно выделить три основные группы стран:
Для законов, принятых в странах первой группы, характерно то, что в них регламентируются взаимоотношения не только между основными партнерами (лизингодателем и лизингополучателем), но и между лизинговой компанией и поставщиком, т.е. весь комплекс трехсторонних имущественных отношений, возникающих при лизинге.
Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и от субъектов лизингового соглашения. Например, в законодательной практике Англии при условии, что стоимость предмета лизинга не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы закона об аренде-продаже 1965 года. Все остальные случаи, не подпадающие под эти условия, регламентируются нормами «общего права».
В странах третьей группы применительно к лизинговым сделкам широкое использование находят также общие положения гражданского и торгового права.
Долгое время Российская Федерация относилась к числу стран, не имеющих специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.
И лишь в 1994 году была предпринята
первая попытка урегулировать отношени
В этом указе впервые дано законодательное определение лизинга и признана его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в различные сферы экономики. Помимо формирования основных понятий лизинговой деятельности указ обязал правительство:
С тех пор органами исполнительной и законодательной власти принято больше десяти нормативных актов, способствующих, в целом, развитию лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующих лизинговую деятельность, следует отметить следующее:
В развитии в 1994 году Указа Президента 29 июля 1995 года было принято Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”. Этим Постановлением Министерству Экономики было поручено разработать с Министерством Финансов уставные документы лизинговой компании, проекты лизинговых договоров и определить механизм расчета лизинговых платежей.
Указанные нормативные акты определили основу лизинговых отношений, права, обязанности сторон, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Среди принципов, определенных этими постановлениями можно отметить следующие:
Постановление содержало также рекомендации о:
Кроме того, в Постановлении содержалась рекомендация о включении в полном объеме в себестоимость продукции лизинговых платежей и платежей по процентам за кредиты банка и других кредитных учреждений, которые были использованы на осуществление лизинговой деятельности. Проценты по обычным банковским кредитам, использованным для приобретения основных средств, прежде не разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая мера предоставила лизинговым компаниям относительное преимущество в привлечении клиентов. Эта рекомендация в последствии была закреплена в Постановлении Правительства №1133, о котором речь пойдет далее.
В Письме ЦБ РФ от 30 июня 1995 года №12-16-7/2422 лизинговые платежи не рассматривались как текущие валютные операции, что означало то, что для реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии ЦБ, причем для каждого договора отдельно. Это требование снижает привлекательность международного лизинга, так как на получение лицензии требуется достаточно много времени и это требует дополнительные отчетности перед Центральным Банком. 1
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 года №1133 “О внесении дополнений в Положение о составе затрат к производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли “ предусматривает, что проценты, выплачиваемые сторонами лизинговой сделки по заемным средствам, использованным для реализации лизингового договора, могут быть включены в себестоимость продукции лизинговой компании с учетом установленных ограничений. 2
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации” определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями и предоставления полномочий Министерству Экономики по выдаче лицензии. 3
Лицензия, выданная Министерством Экономики, действительна на всей территории России на срок от одного до пяти лет. Что касается вновь образованных компаний, с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на срок от одного до двух лет. Министерство Экономики перед выдачей лицензии может потребовать проведения аудита компании независимыми экспертами. Постановление содержит также требование, что 40% дохода лизинговой компании должно приходиться на деятельность по реализации лизинговых договоров. Обязательным условием действия лицензии является также осуществление деятельности в качестве лизингодателя, наличие не менее одного находящегося в стадии реализации договора финансового лизинга в течении срока действия лицензии.
Для получения лицензии
лизинговые компании должны представить
в Государственную Регистрацион
Вновь создаваемые лизинговые компании не предоставляют документы, указанные в двух последних пунктах.
Выдача лицензий осуществляется на платной основе. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимаются платежи в размере трех установленных на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу лицензии - в размере 100.
Решение о выдаче или отказе выдаче лицензий принимается Комиссией в течение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявления с приложением всех необходимых документов.