Договор финансовой аренды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.

Содержание

Введение.
с.3-5.
Глава I. Понятие договора финансовой аренды.
с.5-38.
1. История возникновения финансовой аренды.
с.5-8.
2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга)
с.8-19.
3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров.
с.20-23.
4. Законодательство о финансовой аренде.
с.23-35.
5. Преимущество финансовой аренды.
с.36-38.
Глава II. Практика применения, заключения и исполнения договора финансовой аренды в Российской Федерации.
с.38-60.
1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой аренды.
с.38-47.
2. Практика применения финансовой аренды в России.
с.47-54.
3. Перспективы развития финансовой аренды в России.
с.54-60.
Заключение.
с.60-62.

Работа состоит из  1 файл

Лизинг 3.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

Такое распределение рисков в лизинговой сделке в отличии от арендной  является вполне обоснованным, т.к. лизингодатель приобретает имущество по просьбе и в интересах лизингополучателя.1

При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому, если имущество окажется в  негодном состоянии  по причинам, не зависящим от арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора. Соответственно по прекращению обязательства отпадают обязательства платить арендную плату.

При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию лизингодателя, если пользователь имущества  нарушил условия договора, или по желанию лизингодателя последний также обязан продолжать вносить лизинговые платежи  или погасить общую сумму, предусмотренную договором, а в некоторых случаях погасить неустойку.

По своему содержанию договор лизинга близок к договору проката. Отличие – в объекте, сроках, объема ответственности и т.д.

Приобретая  объект лизинга в собственность, лизинговая компания финансирует  покупку  имущества. Оплата имущества – самая главная функция лизингодателя. Если и говорить об адекватности лизинговых и кредитных отношений, то только в экономическом смысле, так как с юридической точки зрения, пользователь имущества не заключает с лизингодателем  денежный договор займа.

Западными учеными  отстаивается мысль о том, что наличие в договоре лизинга опциона на покупку позволяет квалифицировать его как  договор купли-продажи особого типа. Но следует учесть, что при договоре купли-продажи в рассрочку право собственности переходит от продавца к  покупателю, как правило, в момент заключения договора. При договоре лизинга право собственности сохраняется за лицом, предоставившим оборудование  во временное пользование. В содержание договора лизинга не включается обязанность пользователя по приобретению имущества в собственность: вопрос покупки оборудования полностью передан на рассмотрение пользователя.

Следовательно, ни один из отдельно взятых традиционных институтов гражданского права не в  состоянии адекватно регулировать весь комплекс лизинговых отношений. На этом, в принципе, основывается второй подход к решению вопроса о юридической природе договора лизинга. Лизинговые отношения соответствуют принципиально новому типу правоотношений, что и получает подтверждение в признании самостоятельного значения лизингового договора.

   Вопросы юридической  природы лизинга разрабатывались  в основном  в континентальной  Европе в отличии от  стран  « общего права ». В США,  Англии усилия направлены на  то, чтобы выработать критерии  для отграничения на практике  договора лизинга от различных смежных правоотношений. Содержание этих критериев зависит от того, с каким договором сопоставляется договор лизинга, в каких целях производится ограничение и какой орган выносит решение по данному вопросу.                                                                                                     

4. Законодательство о  финансовой аренде.

 

Надежное правовое обеспечение  лизинговых отношений -гарантия и залог  успешного развития лизингового бизнеса. Правовая же неопределенность отношений с партнерами, а в ряде случаев незащищенность как лизингодателей, так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска лизинговых сделок и являются причиной, сдерживающей предпринимательскую инициативу.

В соответствии с законодательством большинства развитых стран передача в аренду машин и оборудования на условиях лизинга до недавнего времени регулировалась общими нормами, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование. При этом нормативных актах отсутствовала терминологическая определенность и однозначность. В последнее время в гражданском праве ряда зарубежных стран даны юридические определения лизинга и отдельных его видов, а в некоторых приняты соответствующие законодательные акты. По уровню правового обеспечения лизинговых отношений можно выделить три основные группы стран:

  • имеющие специальные законы, которые регулируют лизинговые сделки (континентальные страны Западной Европы: Франция, Бельгия, Италия);
  • имеющие специальные подзаконные акты (страны ”общего права” - Англия, Австралия, Новая Зеландия);
  • не имеющие специального законодательства ( США, Германия).1

Для законов, принятых в  странах первой группы, характерно то, что в них регламентируются взаимоотношения не только между основными партнерами (лизингодателем и лизингополучателем), но и  между лизинговой компанией и поставщиком, т.е. весь комплекс трехсторонних имущественных отношений, возникающих при лизинге.

Во второй группе стран  правовое регулирование  лизинга  осуществляется в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и от субъектов лизингового соглашения. Например, в законодательной практике Англии при условии, что стоимость предмета лизинга не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы закона об аренде-продаже 1965 года. Все остальные случаи, не подпадающие под эти условия, регламентируются нормами «общего права».

В странах третьей  группы применительно к лизинговым сделкам широкое использование  находят также общие положения гражданского и торгового права.

Долгое время Российская Федерация относилась к числу  стран, не имеющих специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.

И лишь в 1994 году была предпринята  первая попытка урегулировать отношения лизинга на законодательном уровне. 17 сентября 1994 года был принят Указ Президента РФ №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной       деятельности”. 1

В этом указе впервые  дано законодательное определение  лизинга и признана его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в различные сферы экономики. Помимо формирования основных понятий лизинговой деятельности указ обязал правительство:

  • подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 год;
  • использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России;
  • установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому  договору;
  • разработать постановление правительства по вопросам финансового лизинга.

С тех пор органами исполнительной и законодательной  власти принято больше десяти нормативных  актов, способствующих, в целом, развитию лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующих лизинговую деятельность, следует отметить следующее:

  • наличие основных определений и терминов лизинга;
  • достаточная свобода договорных отношений;
  • ускоренная амортизация лизингового оборудования;
  • включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;
  • рекомендации по установлению таможенных льгот для лизинговых компаний;
  • рекомендации по снижению некоторых налогов для лизинговых компаний;
  • ратификация Конвенции о Международном Финансовом Лизинге УНИДРУА;
  • принятие Федерального Закона “ О лизинге”.

В развитии в 1994 году Указа  Президента 29 июля 1995 года было принято  Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”. Этим Постановлением Министерству Экономики было поручено разработать с Министерством Финансов уставные документы лизинговой компании, проекты лизинговых договоров и определить механизм расчета лизинговых платежей.

Указанные нормативные  акты определили основу лизинговых отношений, права, обязанности сторон, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Среди принципов, определенных этими постановлениями можно отметить следующие:

  • в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель;
  • лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг имущество в течении всего срока действия лизингового договора;
  • разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в договоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;
  • лизингодатель имеет  право потребовать возврата имущества у лизингополучателя, если последний не выполняет условий договора;
  • определяются основные положения лизингового договора.

Постановление содержало  также рекомендации о:

  • осуществлении специального изучения возможностей лизинга в привлечении инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных станций, инвестиций на развитие сельского хозяйства и строительства дорог;
  • создании специального фонда поддержки лизинга и организации международной конференции по лизингу в Москве;
  • установлении налоговых льгот, освобождающих лизинговые компании от налога на прибыль, получаемые от реализации лизиноговых  договоров на срок более трех лет. Это освобождение от налога на прибыль распространялось на доход по банковским кредитам, предоставленных лизинговым компаниям на срок более трех лет;
  • освобождении лизинговых компаний от НДС  по некоторым видам оборудования;
  • частичном освобождении от налоговых пошлин, налогов и акцизных сборов, взимаемых при ввозе оборудования в режиме временного ввоза по лизинговому договору;
  • использовании Правительством опыта Европейской Ассоциации Лизинговых Компаний, а также о рассмотрении вопроса о присоединении к Конвенции о Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 г.

Кроме того, в Постановлении  содержалась рекомендация о включении  в полном объеме  в себестоимость продукции лизинговых платежей и платежей по процентам за кредиты банка и других кредитных учреждений, которые были использованы на осуществление лизинговой деятельности. Проценты по обычным банковским кредитам, использованным для приобретения основных средств, прежде не разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая мера предоставила лизинговым компаниям относительное преимущество в привлечении клиентов. Эта рекомендация в последствии была закреплена в Постановлении Правительства №1133, о котором речь пойдет далее.

В Письме ЦБ РФ от 30 июня 1995 года №12-16-7/2422 лизинговые платежи  не рассматривались как текущие  валютные операции, что означало то, что для реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии ЦБ, причем для каждого договора отдельно. Это требование снижает привлекательность международного лизинга, так  как на получение лицензии требуется достаточно много времени и это требует дополнительные отчетности перед Центральным Банком. 1

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 года №1133 “О внесении дополнений в Положение о составе затрат к производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли “ предусматривает, что проценты, выплачиваемые сторонами лизинговой сделки  по заемным средствам, использованным для реализации лизингового договора, могут быть включены в себестоимость продукции лизинговой компании с учетом установленных ограничений. 2

Постановлением Правительства  РФ от 26 февраля 1996 года №167 “Об утверждении  Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации” определен порядок получения  лицензии лизинговыми компаниями и  предоставления полномочий Министерству Экономики по выдаче лицензии. 3

Лицензия, выданная Министерством  Экономики, действительна на всей территории России на срок от одного до пяти лет. Что  касается вновь образованных компаний, с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на срок от одного до двух лет. Министерство Экономики перед выдачей лицензии может потребовать проведения аудита компании независимыми экспертами. Постановление содержит также требование, что 40%  дохода лизинговой компании должно приходиться на деятельность по реализации лизинговых  договоров. Обязательным условием действия лицензии является также осуществление деятельности в качестве лизингодателя, наличие не менее одного находящегося в стадии реализации договора финансового лизинга в течении срока действия лицензии.

Для получения лицензии лизинговые компании должны представить  в Государственную Регистрационную палату при Министерстве Экономики России следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, её юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии (от одного до пяти лет);
  • копию учредительных документов лизинговой компании;
  • копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
  • справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о постановке лизинговой компании на учет;
  • документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;
  • баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период и отчет о результатах её финансовой деятельности за указанный период;
  • копию акта  последней аудиторской проверки лизинговой компании или её проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Вновь создаваемые лизинговые компании не предоставляют документы, указанные в двух последних пунктах.

Выдача лицензий осуществляется на платной основе. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимаются  платежи в размере трех установленных на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу лицензии - в размере 100.

Решение о выдаче или  отказе выдаче лицензий принимается  Комиссией в течение 30 дней со дня  подачи лизинговой компанией заявления  с приложением всех необходимых  документов.

Информация о работе Договор финансовой аренды