Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:41, дипломная работа
Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.
Введение.
с.3-5.
Глава I. Понятие договора финансовой аренды.
с.5-38.
1. История возникновения финансовой аренды.
с.5-8.
2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга)
с.8-19.
3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров.
с.20-23.
4. Законодательство о финансовой аренде.
с.23-35.
5. Преимущество финансовой аренды.
с.36-38.
Глава II. Практика применения, заключения и исполнения договора финансовой аренды в Российской Федерации.
с.38-60.
1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой аренды.
с.38-47.
2. Практика применения финансовой аренды в России.
с.47-54.
3. Перспективы развития финансовой аренды в России.
с.54-60.
Заключение.
с.60-62.
Развитие лизинга в регионах.
Лизинговый сектор представлен там единичными фирмами, при значительном спросе на них. Основные лизинговые компании сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, однако именно в регионах производители, особенно малый бизнес, испытывают большую потребность в лизинговых услугах, имея большую номенклатуру производимого, но не находящего сбыта оборудования.
Лизинговые компании должны действовать наряду с государственными структурами (фондами поддержки малого бизнеса), инвестиционными компаниями, пенсионными фондами, ипотечными банками.
Развитие лизинга за счет увеличения разнообразия предлагаемых лизинговых услуг.
Лизинговые компании - это не только сдача имущества в лизинг, но и консультационные и другие услуги. Например, “лизинг с обслуживанием”. Он более дорогостоящий, т.к. арендодатель осуществляет содержание оборудования, его ремонт, страхование, а иногда и поставку комплектующих материалов, горючего. Данная форма используется в отношении такого оборудования, как компьютеры, самолеты и т.д. при условии привлечения крупных его изготовителей.
Некоторые лизинговые компании предлагают клиентам так называемые “лизинговые линии”, которые позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения нового контракта. Расширение сферы сопутствующих лизингу услуг, переход от стандартизации, к гибкости в отношении потребностей клиента привлечет дополнительное количество потребителей лизинга.
Развитие лизинга за счет сближения лизинговой компании и продавца, производителя оборудования.
Несмотря на то, что практически все отечественные лизинговые компании в том или ином виде распространяют информацию о себе через продавцов оборудования, в России пока нет примеров удачного воспроизведения обычных для стран Европы схем взаимодействия продавцов оборудования и лизинговых компаний. В основе подобной схемы-идея правильной организации отношений лизинговой компании с продавцом оборудования, при которой компания получает приток новых клиентов, а также, возможность получить скидки от обычных цен реализации, которые могут быть распространены на клиентов, а значит условия финансовой аренды будут более привлекательны для них, либо могут быть сохранены в качестве дополнительного дохода лизинговой компании. Для продавца оборудования сотрудничество с лизинговой компанией – возможность предложить внешнее финансирование сделки купли – продажи в случае, если такое пожелание будет высказано покупателем.
Причина неразвитости данной связи лежит как в объективных условиях, при которых наличествуют относительная недоступность и непривлекательность лизинговых услуг для клиентов с “улицы” так и в субъективных - малая активность лизинговых компаний при работе с новыми клиентами, прямолинейность и не изобретательность в структурировании сделок, отсутствие необходимых видов лизинговых услуг.
Впрочем, на сегодняшний день эффективность и полезность финансовой аренды оценивается как позитивно, так и скажем, с некоторой настороженностью (если не сказать негативно). И прежде всего, с точки зрения правового аспекта его реализации. Причем, наиболее дискутируемым является упоминавшийся выше Закон “О лизинге”. Так, многие банкиры, до сих пор активно занимавшиеся лизингом считают, что ни для банков, кредитирующих лизинговые компании, ни для самих компаний с принятием этого закона абсолютно ничего не изменилось.
Представитель российско–германской компании “РГ Лизинг” считает, что лизингодателям, нужно быть готовыми заполнить правовой вакуум, так и не заполненный новым законом, исками в арбитражный суд, поскольку тот никак не регулирует массу налоговых, таможенных и других вопросов, что неизбежно отразится на внутреннем лизинговом рынке.
Наиболее трудно также учесть интересы всех сторон при решение вопроса о таможенных платежах. Трудно это сделать потому, что здесь перекрещиваются интересы не только фискальных государственных органов, но и заинтересованных в удешевлении предмета лизинга компании.
Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале – на весь срок лизингового договора), а также ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости.
Существенную трудность составляют нечеткие правила бухгалтерского учета, в связи с чем многие российские компании опасаются штрафных санкций, которые могут быть применены к ним налоговой инспекцией в следствии свободного толкования ими этих норм. Проблема усложняется еще и тем, что предприятиям, подчас, очень трудно получить разъяснения правил бухгалтерского учета, которые должны предоставляться соответствующими министерствами. К примеру, Приказ №15 Министерства Финансов “Об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга» от 17 февраля 1997 года, составлен недостаточно ясно. 1 Положение приказа 15 приводит к тому, что налоговые обязательства лизингодателей могут варьироваться в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество-предмет договора финансовой аренды. Также как и нормы бухгалтерского учета, некоторые аспекты начисления и уплаты НДС нуждаются в разъяснении, когда речь идет о лизинговой деятельности.
Например, когда сданное
в лизинг оборудование учитывается
на балансе лизингополучателя
Определенные трудности возникают при валютном регулировании лизинговых операций. Для того, чтобы лизинговая компания, не являющаяся резидентом, смогла сдать оборудование по лизинговому договору, срок действия которого (и, соответственно, срок выплат по нему) превышает 180 дней, требуется наличие лицензии Центрального Банка. На мой взгляд, было бы целесообразно заменить требование о наличии лицензии более простым требованием об уведомлении Центрального Банка (регистрации) о заключаемой сделке международного лизинга.
Представитель российско–германской компании «РГ Лизинг» считает, что лизингодателям, нужно быть готовыми заполнить правовой вакуум, так и не заполненный новым законом, исками в арбитражный суд, поскольку тот никак не регулирует массу налоговых, таможенных и других вопросов, что неизбежно отразится на внутреннем лизинговом рынке.
Директора Российских лизинговых компаний считают, что основным фактором, препятствующим развитию финансового лизинга, является сложность получить финансирование с приемлемой процентной ставкой на срок более 3-х лет. Проблема финансирования напрямую связана с макроэкономическим климатом в стране. По мере преодоления финансового кризиса и стабилизации экономики, сопряженной со снижением уровня инфляции, и снижении ставки рефинансирования Центрального Банка, лизинговые компании в России смогут получать кредитное финансирование для осуществления своей деятельности на более приемлемых условиях.
Таким образом, можно сказать, несмотря на относительную развитость и законодательную поддержку лизинговой деятельности нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Мне кажется, следует стимулировать банки, предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющихся объектами международного финансового лизинга.
Безусловно, выше перечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.
Можно с уверенностью сказать, что финансовая аренда будет постепенно наращивать свои обороты и играть все более важную роль в экономике России.
В современных условиях конкурентная борьба за сбыт, рыночный механизм взаимодействия продавцов и покупателей становится все более сложным. В связи с этим в последние десятилетия усложнилась проблема реализации продукции. Решение данной проблемы и является основной целью, преследуемой сторонами при заключении договора финансовой аренды. Являясь активным средством амортизации основных фондов, новой формой сбыта, маркетинга финансовая аренда (лизинг) стала практически незаменима во всех странах с развитыми правопорядками.
В связи с развитием малого и среднего предпринимательства, развитием частного бизнеса, повышением эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства финансовая аренды является распространенным видом предпринимательской деятельности как в России, так и в странах СНГ.
Проведенный мною анализ
деятельности российских лизинговых компаний,
правового обеспечения
Однако, при внедрении финансовой аренды в практическую деятельность не следует забывать о том, что максимальная его эффективность достигается при надлежащим экономико-правовом обеспечении.
Из чего можно сделать
вывод о том, что с развитием
экономических отношений и
Государственные органы Российской Федерации должны оказать содействие в развитие своей молодой лизинговой индустрии путем создания стабильной и четкой правовой базы, важно составляющей которой уже стал Закон «О лизинге». Другие законодательные акты, могут определить более четко порядок налогового регулирования отдельных аспектов деятельности лизинговых предприятий, которые в нынешнем виде оказывают негативное влияние на лизинговую индустрию. С учетом того, что нечеткость некоторых норм налогообложения и бухгалтерского учета является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед отечественными лизингодателями и лизингополучателями, любые позитивные изменения в решении этого вопроса будут являться важным стимулом в развитии финансового лизинга. В качестве первого шага Министерство Финансов например, может подготовить разъяснения отдельных положений Приказа №15, а Государственная Налоговая Служба может внести ясность в отношении некоторых аспектов взимания НДС.
Нормативные акты.