Договор финансовой аренды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:41, дипломная работа

Описание

Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.

Содержание

Введение.
с.3-5.
Глава I. Понятие договора финансовой аренды.
с.5-38.
1. История возникновения финансовой аренды.
с.5-8.
2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга)
с.8-19.
3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров.
с.20-23.
4. Законодательство о финансовой аренде.
с.23-35.
5. Преимущество финансовой аренды.
с.36-38.
Глава II. Практика применения, заключения и исполнения договора финансовой аренды в Российской Федерации.
с.38-60.
1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой аренды.
с.38-47.
2. Практика применения финансовой аренды в России.
с.47-54.
3. Перспективы развития финансовой аренды в России.
с.54-60.
Заключение.
с.60-62.

Работа состоит из  1 файл

Лизинг 3.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства №167 от 26.02.96 г., может  быть принято решение о проведении дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов. В этом случае решение выносится не позднее 60 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.

Следующим важным этапом в законодательном обеспечении  лизинговой деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года Гражданского кодекса Российской Федерации  (часть вторая).  В главе 34 “Аренда” предусмотрен специальный параграф “Договор финансовой аренды (лизинга)”, который предназначен для регулирования договорных операций, возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества.

Под договором финансовой аренды (лизинга) в Гражданском кодексе Российской Федерации понимается соглашение, в силу которого арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им же продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК).

Таким образом, Гражданским  кодексом установлено, что лизинговая сделка определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Лизингодатель является собственником арендованного оборудования.

Граждански кодекс предоставил  свободу участникам лизинговой сделки в определении условий лизингового  договора. Теперь не требуется, чтобы сумма арендных платежей за весь период аренды была равной или близкой к стоимости арендованного имущества или, чтобы срок аренды приблизительно равнялся среднему сроку службы имущества. Кроме того, в Гражданском кодексе не предусмотрено, что лизингополучатель единственный, кто несет риск потери оборудования. Такие положения могут быть урегулированы в договоре.

Вступление в действие Части II Гражданского кодекса в марте 1996 года закрепило правовую базу лизинга  и явилось серьезным шагом  на пути формирования целостной системы  правового регулирования лизинговых отношений. В то же время Гражданский кодекс создает отдельные трудности для развития лизинга. Так, например, Гражданский кодекс не предоставляет лизингодателю право получить все причитающиеся ему лизинговые платежи в случае существенного нарушения лизингополучателем своих обязательств по договору. Помимо этого, определяя лизинг как предпринимательскую деятельность, Гражданский кодекс лишает возможности, к примеру лиц, занимающихся профессиональной творческой деятельностью, брать оборудование в лизинг, а также ограничивает возможность оказания лизинговых услуг организациям, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, благотворительные фонды).

Постановление Правительства  РФ №752  “О мерах государственной  поддержки лизинговой деятельности” от 27 июня 1996 года помогло определить разницу между правом собственности на имущество и правом пользования имуществом. Данное постановление предусматривает:

  • применение механизма ускоренной амортизации к переданному в лизинг движимому имуществу, которое относится к активной части основных фондов с коэффициентом не выше 3;
  • право выбора стороны, на чьем балансе отражается сданное в лизинг имущество (за исключением объектов лизинговой сделки, на покупку которых были использованы средства из государственного бюджета);
  • выделение средств из федерального бюджета на финансирование инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга. 1

Постановление Правительства  РФ от 27 июля 1997 г. №915 “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 г.“ разделяет концепцию, согласно которой лизинг является важным инструментом инвестиционной деятельности и содержит рекомендации о:

  • снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, которое не имеет аналогов в России;
  • проведении обучения по лизингу.

 

Однако, хотя в Постановлении  говорится о необходимости принятия мер, направленных на развитие финансового  лизинга, в нем четко не определены, какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию указанных в Постановлении мер по поддержке лизинга и не определено, каковы должны быть результаты деятельности соответствующих министерств и ведомств в этой области. 1

Еще одним важным этапом законодательного урегулирования отношений  лизинга стало принятие Государственной  Думой решения о присоединении  Российской Федерации к конвенции  УНИДРУА о Международном Финансовом лизинге, принятое 16 января 1998г. Принятое думой решение является значительным и позитивным шагом, так как конвенция получила широкое признание во всем мире и послужило в качестве серьезной базы для написания национального закона о лизинге.

В преамбуле данной конвенции  сформулирована ее основная цель - устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптации традиционных двусторонних договоров аренды к трехсторонним и самое главное, установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.

Важно отметить, что действие конвенции распространяется только на лизинг оборудования и не касается недвижимого имущества.

Настоящая Конвенция  регулирует отношения по финансовому  лизингу, при которых одна сторона (лизингодатель):

  • заключает, по указанию другой стороны, (лизингополучателя) договор (договор на поставку) с третей стороной (поставщиком), в соответствии с которым закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях, подтвержденных арендатором в том, что его касается;
  • заключает договор (договор лизинга) с пользователем, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

В конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров  – купли-продажи и договора лизинга. При этом, пользователь должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен знать для каких целей приобретается оборудование.

Таким образом, как определение, так и требования, по которым сделки могут быть отнесены к международному финансовому лизингу, полностью совпадают с российскими.

Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить  под определение международного финансового лизинга. Она исход  из классического лизинга, которому свойственен трехсторонний характер. 1 Поэтому из сферы действия конвенции исключены сделки, имеющиеся двусторонний характер. Также действие конвенции не распространяется на лизинг оборудования для личных целях. Однако это не означает, что таких видов сделок не существует, просто конвенция их не регулирует.

И наконец, в дальнейших целях развития форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиты прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечения эффективности инвестирования 29 октября 1998г. принят федеральный закон Российской Федерации «О лизинге», в котором определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Проект Закона «О лизинге» прошел первое чтение еще в сентябре 1996 года. Сторонники закона о лизинге  надеялись, что он создаст более  четкие правовые рамки для лизинга в России. Оппоненты заявляют, что закон о лизинге не нужен, т.к. Гражданский кодекс обеспечивает достаточно полное регулирование аренды в целом и финансовой аренды (лизинга) в частности.

Закон «О лизинге» определяет основные понятия лизинга, установленные Гражданским кодексом. Однако при этом закон содержит и нормы относящиеся не только к финансовой аренде (лизингу), но и к обычной аренде (именуемая в Законе оперативным лизингом), а также сделкам возвратного лизинга. Он также определяет права и обязанности участников международных лизинговых соглашений и содержит ссылку на конвенцию УНИДРУА.

В Закон включены специальные статьи отражающие потребность в лизинге  и особенности лизинга в агропромышленном комплексе и авиационной промышленности.

Учитывая, что Гражданский кодекс уже закрепил постоянную основу лизинговых отношений, а Закон призван завершить формирование законодательных рамок лизинга.

Он также призван придать  законодательную силу различным  положениям об установлении налоговых и таможенных льгот, изначально содержащихся в Постановлении Правительства №633. Кроме этого, закон расширяет само определение лизинга, включив в него к примеру понятие сделки возвратного лизинга. При этом, закон содержит много недостатков. К примеру, текст закона предусматривает неодинаковый объем прав для сторон лизинговой сделки. Статья 10, п.7 определяет, что:

В случае изменения конъюнктуры  рынка и условий хозяйствования лизингодателя, ведущих к существенному  ухудшению финансового положения лизингодателя, условия договора лизинга подлежат обязательному пересмотру.

Текст такой редакции дает возможность для произвольного  толкования термина «ухудшение финансового  положения» и не предусматривает никаких средств защиты для лизингополучателя, финансовое положение которого также может пострадать от негативных внешних изменений конъюнктуры рынка. Эти вопросы должны урегулированы сторонами наиболее приемлемым и справедливым образом в лизинговом контракте.

Лизингодателю также предоставлено  право в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам, назначать аудиторскую проверку финансового состояния лизингоплучателя, присутствовать на общих собраниях его учредителей и органов управления и заявлять свои требования (ст.38, п.4 Закона). Не понятно, за чей счет будет проводится такая проверка. Кроме того порядок участия на собраниях органов управления компании регулируются нормами корпоративного законодательства.

Одним из самых больших недостатков  Закона, является нечеткость терминологии. Закон одновременно рассматривает понятия обычной аренды и финансовой аренды и их путает. Например, в статье имеется  следующая фраза «оперативный лизинг (аренда) – это вид лизинга (финансовой аренды)………..» Эта одна фраза смешивает два понятия, которые разделяются в Гражданском кодексе, а именно аренда и финансовая аренда (лизинг). В определении не используется терминология Гражданского кодекса и определение противоречит Гражданскому кодексу.

Закон устанавливает целый ряд  мер государственной поддержки  лизинговой деятельности:

  • разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации;
  • предоставление инвестиционных кредитов;
  • выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставку товаров для государственных нужд;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль, полученную в процессе лизинговой деятельности, на срок более трех лет;
  • создание, развитие, формирование, совершенствование нормативно правовой базы;
  • предоставление налоговых и кредитных льгот;
  • предоставление государственных гарантий.

Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление  лизинговых операций установлен Постановлением Правительством Российской Федерации от 3 сентября 1998г. № 1020 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществлении лизинговых операций». Государственные гарантии на осуществлении лизинговых операций предоставляются за счет средств Бюджета Развития Российской Федерации, являются поручительством Правительства РФ и предоставляются резидентам Российской Федерации – кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору лизингодателя составляет до 40% фактически предоставленных для реализации лизинговой операции средств. 1

Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование более широкого привлечения инвестиций в сферу финансового лизинга, как одной из форм инвестиционной деятельности.

Предоставление государственных  гарантий на осуществление лизинговых операций производится на конкурсной основе.

Таким образом, можно  сказать, что общая ситуация с  законодательством в сфере лизинга  на сегодняшний день характеризуется тем, что правовые нормы, касающиеся лизинговой деятельности, имеют разноуровневый характер, т.е. помимо законодательных актов (глава 34 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О лизинге») существуют еще и нормативные акты Правительства РФ, а также различных министерств и ведомств. Это создает ощущение нестабильности законодательства, т.к. процедура изменения, отмены нормативных актов Правительства, а также министерств и ведомств проще, нежели процедура отмены или изменения законодательного акта. Помимо этого, «разбросанность» норм по разным актам затрудняет работу участников лизинговой деятельности и судебных органов. При этом Федеральный Закон «О лизинге» содержит ряд противоречий с Гражданским кодексом. Закон ограничивает свободу договорных отношений участников лизинговой сделки, кроме того, понятие финансовой аренды (лизинга) и обычной аренды (оперативного лизинга) объединены в одном законе, в то время как Гражданский кодекс различает эти два понятия.

Совершенствование правовой и нормативной базы финансовой аренды позволит российским лизинговым компаниям  развиваться более стремительными темпами и аккумулировать значительно  большие финансовые ресурсы, с целью  их дальнейшего инвестирования в российские предприятия. Все это поможет привлечь дополнительный объем капитальных инвестиций в российскую экономику, что, в свою очередь, положительно скажется на повышении общего уровня жизни российских граждан.

5. Преимущество финансовой аренды.

Информация о работе Договор финансовой аренды