Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, реферат

Описание

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Содержание

Введение. Понятие бюджета. Принципы построения бюджетной системы. 3
1. Расходы и доходы государственного бюджета. 9
1.1 Доходы бюджета. 9
1.2 Расходы бюджета. 11
Приложение к первой главе. 17
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. 20
2.1. Государственный долг. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства.docx

— 39.32 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Введение. Понятие бюджета. Принципы построения бюджетной системы. 3

1. Расходы и доходы государственного  бюджета. 9

1.1 Доходы бюджета. 9

1.2 Расходы бюджета. 11

Приложение к первой главе. 17

2. Дефицит и профицит  государственного бюджета. 20

2.1. Государственный долг. 23

Заключение. 27

Список использованной литературы. 29

Введение. Понятие бюджета. Принципы построения бюджетной системы.

Центральное место в любой  системе финансов занимает бюджетная  система. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к  трактовке понятия «бюджет», что  обусловлено многогранностью бюджета  как явления.

В приложении к публичным  финансам под бюджетом традиционно  понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций  и задач соответствующих органов  власти. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в  целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований.

С сущностных позиций как  экономическая категория, бюджет рассматривается  как система экономических денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования  особого централизованного фонда  денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов  и расходов, приведённая в определённую систему и приуроченная к определённому  периоду времени. Бюджет как главный  финансовый план страны закрепляет юридические  права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев  финансовой системы, всех участников хозяйственных  связей. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку  его показатели охватывают практически  все сферы экономического и социального  развития страны.

 

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

 

Эффективность бюджетной  политики во многом определена структурой бюджетной системы. В такой большой  по территории стране как Россия, бюджетная  система представляет собой сложную  иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов трёх уровней - федерального, субъектов Федераций и административно-территориальных образований. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

 

§ первый уровень - федеральный  бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

 

§ второй уровень - бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

 

§ третий уровень - местные  бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 

В таблице 1 приведена структура  государственного бюджета Российской Федерации.

 

Таблица 1.

 

Структура государственного бюджета

 

Доходы

Налог с физических лиц (подоходный)

Налог на прибыль предприятий

Налог с оборота (НДС) 

Акцизы 

Таможенные пошлины

Прочее 

 

 

 

Расходы

Социальные расходы  

Военные расходы 

Расходы на фундаментальную науку и научные исследования  

Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

Б) гос. инвестиции

В) федеральные программы  

Содержание гос. аппарата 

Обслуживание гос. долга. 

 

 

 

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

 

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований

 

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и  статистических целей.

 

Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5] законодательно закреплены следующие  принципы бюджетной системы Российской Федерации:

 

§ Единства бюджетной системы  Российской Федерации;

 

§ Разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

 

§ Самостоятельности бюджетов;

 

§ Полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

 

§ Сбалансированности бюджета;

 

§ Эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

 

§ Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

 

§ Гласности;

 

§ Достоверности бюджета;

 

§ Адресности и целевого характера  бюджетных средств.

 

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

 

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

 

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

 

- право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс; 

 

- наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

 

законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих  бюджетов;

 

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов  и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

 

 

- недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  при исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

 

- недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных  законом случаев.

 

Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

 

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления  не могут увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов другого уровня.

 

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов  об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность  иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного  органа или между исполнительным и представительным органами государственной  власти.

 

Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории; и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

1. Расходы и доходы государственного  бюджета.

1.1 Доходы бюджета.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых  поступлений, а также безвозмездных  перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

Главным элементом государственных  доходов являются налоги. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками  в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Основными функциями налогообложения  являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция налогообложения обеспечивает сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условия для функционирования государства. Регулирующая функция налогообложения нацелена на достижение общего рыночного равновесия, коррекцию направлений и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия через перераспределение доходов.

 В соответствии со  статьей 49 Бюджетного кодекса  РФ [1], к налоговым доходам федерального  бюджета относятся: 

§ федеральные налоги и  сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

§ государственная пошлина  в соответствии с законодательством  РФ.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

§ доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

§ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

§ доходы от реализации государственных  запасов;

§ доходы от продажи земли  и нематериальных активов;

§ поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

§ административные платежи  и сборы;

§ штрафные санкции, возмещение ущерба;

§ доходы от внешнеэкономической  деятельности

В ряду неналоговых доходов  бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных  средств в различных сегментах финансового рынка:

· средства, получаемые в  виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной  или муниципальной собственности, под залог или в доверительное  управление;

· средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;

· плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам  или муниципальным образованиям;

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства