Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, реферат
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Введение. Понятие бюджета. Принципы построения бюджетной системы. 3
1. Расходы и доходы государственного бюджета. 9
1.1 Доходы бюджета. 9
1.2 Расходы бюджета. 11
Приложение к первой главе. 17
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. 20
2.1. Государственный долг. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29
· часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
В системе неналоговых
доходов прописаны также
Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной передачи средств.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе. К ним относятся:
· налоговые доходы, закреплённые
законодательством РФ за соответствующими
бюджетами и бюджетами
· неналоговые фонды.
К регулирующим доходам бюджетов
относятся федеральные
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
1.2 Расходы бюджета.
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов,
предназначенные для
1) расходы на инвестиции
в действующие или вновь
2) средства, предоставляемые
в качестве бюджетных кредитов
на инвестиционные цели
3) расходы на проведение
капитального ремонта и иные
расходы, связанные с
4) расходы, при осуществлении
которых создаётся или
5) другие расходы, вошедшие
в капитальные расходы в
Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов а) органов исполнительной власти и б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
Ё ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
Ё средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
Ё трансфертов населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
Ё ассигнований на осуществление
отдельных государственных
Ё ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов;
Ё бюджетных кредитов юридическим лицам;
Ё субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
Ё инвестиций в уставные капиталы действующих юридических лиц;
Ё бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
Ё кредитов иностранным государствам;
Ё средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетный кредит, представляет
собой форму финансирования бюджетных
расходов» предусматривающую
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, пре-дусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. 'В случае нецелевого использования средств они под-лежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматри-ваются соответствующим бюджетом при условии включения их в фе-деральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Рос-сийской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
Оказание из федерального
бюджета финансовой помощи бюджетам
РФ может быть осуществлено в форме
предоставления: а) дотаций на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Для уяснения роли и значения
многообразных бюджетных
1. По роли в общественном производстве;
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на
§ Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
§ Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
§ Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
§ Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
§ Расходы на социально-культурные нужды;
§ Военные расходы;
§ Расходы на управление.
§ В соответствии с действующим
законодательством в Российской
Федерации исключительно из федерального
бюджета финансируются
§ обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
§ функционирование федеральной судебной системы;
§ осуществление международной
деятельности в общефедеральных
интересах (финансовое обеспечение
реализации межгосударственных соглашений
и соглашений с международными финансовыми
организациями, международного культурного,
научного и информационного
§ национальная оборона и
обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии
§ фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
§ государственная поддержка атомной энергетики;
§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
§ исследование и использование космического пространства;
§ содержание учреждений, находящихся
в федеральной собственности
или в ведении органов
§ формирование федеральной собственности;
§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
§ пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
§ проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
§ федеральная инвестиционная программа;
§ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
§ обеспечение осуществления
отдельных государственных
§ финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
§ официальный статистический учет;
§ прочие расходы.
Приложение к первой главе.
Исполнение федерального бюджета Российской Федерации в первом полугодии 2007 года.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год исполнение федерального бюджета выглядит так:
Статья 1
1. Утвердить федеральный бюджет на 2007 год по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 процента (декабрь 2007 к декабрю 2006 года).
2. Установить превышение
доходов над расходами
Доходы федерального бюджета в I полугодии 2007 г., по предварительным данным Минфина России, составили 3 244,9 млрд. рублей или 23,4% ВВП (2 938,08 млрд. рублей или 24,5% ВВП за I полугодие 2006 года).
Структура доходов федерального бюджета в январе-мае 2007 г.
(в % к общей сумме доходов)
2006
2007
Налог на прибыль
7,9
8,7
НДС
25,4
28,6
НДПИ
18,4
15,8
Акцизы
1,8
2,0
Таможенные пошлины
35,6
32,6
ЕСН
4,7
5,9
Прочие доходы
6,1
6,3
ИТОГО
100
100
Динамика доходов федерального
бюджета в рассматриваемом
Объём платежей НДПИ в январе-мае 2007 г. составил 3,4% ВВП, сократившись на 1,1 п.п. по сравнению с тем же периодом 2006 года.
Объём собранных таможенных пошлин в январе-мае 2007 г. сократился на 1,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 7,1% ВВП.