Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, реферат

Описание

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Содержание

Введение. Понятие бюджета. Принципы построения бюджетной системы. 3
1. Расходы и доходы государственного бюджета. 9
1.1 Доходы бюджета. 9
1.2 Расходы бюджета. 11
Приложение к первой главе. 17
2. Дефицит и профицит государственного бюджета. 20
2.1. Государственный долг. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства.docx

— 39.32 Кб (Скачать документ)

Объём платежей налога на прибыль  в январе-мае 2007 г. составил 1,9% ВВП, как  и в аналогичном периоде предыдущего  года.

Поступления НДС по отношению  к ВВП также не изменились и  составили 6,2% ВВП.

Финансирование расходов федерального бюджета на кассовой основе в январе-июне 2007 г., по предварительным  данным Минфина России, исполнено  в размере 2 171 млрд. рублей, или 15,7% ВВП (в январе-июне 2006 г. расходы составили 1 854,67 млрд. рублей или 15,5% ВВП).

Структура расходов федерального бюджета в январе-мае 2007 г.

(в % к общей сумме расходов)

 

2006 

2007 

Общегосударственные вопросы,

 

без процентных расходов 

6,8 

7,8 

Национальная оборона, безопасность

 

и правоохранительные органы 

29,6 

29,7 

 

Образование 

4,0 

4,5 

 

Национальная экономика 

6,1 

7,3 

 

Социальная политика, здравоохранение  и спорт 

7,3 

6,9 

 

Межбюджетные трансферты 

40 

38,8 

 

Обслуживание государственного долга 

4,5 

 

Прочие 

1,7 

 

ИТОГО 

100 

100 

 

 

В структуре расходов федерального бюджета в январе-мае 2007 г. доля расходов на межбюджетные трансферты составила 38,8%, по сравнению с 2006 годом произошло  сокращение на 1.2 процентных пункта.

Увеличился удельный вес  расходов на национальную экономику (с 6,1% до 7,3%) и образование (с 4,0% до 4,5 процента).

Процентные расходы федерального бюджета, по предварительным данным Минфина России, за I полугодие 2007 г. определились на уровне 61,9 млрд. рублей или 0,5% ВВП (в январе-июне 2006 г. - 80 млрд. рублей или 0,7% ВВП).

Непроцентные расходы  в I полугодии 2007 г. составили 2 109 млрд. руб. или 15,2% ВВП (в I полугодии 2006 г. - 1 774,7 млрд. рублей и 14,8% ВВП соответственно).

Профицит федерального бюджета  в I полугодии 2007 г., по предварительным  данным Минфина России, составил 1 074 млрд. рублей или 7,7% ВВП (1 083,4 млрд. рублей или 9% ВВП за I полугодие 2006 года).

2. Дефицит и профицит  государственного бюджета.

Идеальное исполнение бюджета  предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета  над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней  должны составляться без профицита. Если в процессе составления или  рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует  осуществить сокращение профицита  в следующей последовательности:

1) сократить привлечение  доходов от продажи государственной  или муниципальной собственности;

2) сократить привлечение  доходов от реализации государственных  запасов и резервов (для федерального  бюджета);

3) предусмотреть направление  бюджетных средств на дополнительное  погашение долговых обязательств;

4) увеличить расходы бюджета,  в том числе за счёт передачи  части доходов бюджетам других  уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые  доходы бюджета путём внесения изменений  и дополнений в налоговое законодательство.

 

Если профицит бюджета  обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие  не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий  в результате более экономного и  эффективного использования бюджетных  средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

 

В последние годы государственный  бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и  почти всех местных бюджетов.

 

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся  в экономической практике - дефицит  бюджета, т.е. превышении расходов бюджета  над его доходами. Дефицит рассматривается  как временный, если имеются перспективы  его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.

 

Рост бюджетных дефицитов  явление распространенное и даже закономерное. Причин тому множество: спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, прииски, хищения и т.п.). Но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

 

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным  экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые  являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

 

Следует заметить, что бездефицитность бюджета ещё не означает «здоровья» экономики. Надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

 

Существует несколько  традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:

 

1. Сокращение расходов  государственного бюджета. Этот  путь не всегда выполним, так  как уменьшение дотаций может  усилить спад в экономике, а  сокращение социальных программ  провоцирует социальную напряжённость  и ведёт к уменьшению совокупного  спроса, что, в свою очередь,  снижает стимулы производства.

 

2. Увеличение налогового  бремени. Данный путь приведёт  к уменьшению инвестиций и  потребления. Последнее также  снижает возможности роста ВНП,  поскольку снижает ёмкость рынка.

 

3. Превращение дефицита  бюджета в государственный долг. Это происходит за счёт:

 

· обращения государства  за кредитов к национальным банкам;

 

· превращения кредита  во внешний долг при получении  его от иностранных государств;

 

· выпуска государственных  ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить  сумму заимствований денег у  населения с процентами.

 

4. Выплата государственного  долга за счёт увеличения предложения  денег на основе их 

 

Эмиссии. Это самый опасный  путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведёт к лавинообразному  течению инфляции. К такому способу  покрытия бюджетного дефицита государства  прибегают в случае невозможности  или неумения использовать иные источники. По существу это способ отказа от части  долга, поскольку его выплата  происходит обесцененными деньгами.

 

Современные концепции экономической  теории рассматривают бюджетный  дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся, ибо со временем будут  исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, уменьшения государственного долга. Тогда государственный  долг будет покрыт за счёт печатного  станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.

 

В экономической теории различают  структурный и циклический бюджетный  дефицит.

 

Структурный дефицит - это  разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень  налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень  безработицы составляет 6%). Если уровень  безработицы начинает превышать  базовый (когда экономическая система  входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между  реально наблюдаемым дефицитом  бюджета и структурным дефицитом  получила название циклического дефицита.

 

Изменение структурного и  циклического дефицитов находятся  в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

2.1. Государственный долг.

 

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических  проблем путём государственных  заимствований порождает государственный  долг.

 

Государственный долг - это  долговые обязательства государства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

 

Согласно Бюджетному кодексу  РФ в зависимости от валюты возникающих  обязательств выделяют внутренний и  внешний долг.

 

Внешний государственный  долг - это долг данного государства  другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный  долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает  объективную природу такой задолженности:

 

· факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений  в бюджет и сокращением государственных  расходов в условиях циклического спада  деловой активности;

 

· факторы, обуславливающие  структурный дисбаланс, т.е., решение  вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением  имеющейся структуры основного  капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов; одним из каналов  получения являются внешние займы  и кредиты.

 

Внешний долг - это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Внешний долг возникает при мобилизации  государством финансовых ресурсов, находящихся  за границей. Бремя внешнего долга  является более тяжелым, нежели бремя  внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется  иностранная валюта, для получения  которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идёт не на цели развития, а  на погашение внешнего долга, что  замедляет темп экономического роста  и снижает уровень жизни.

 

Внутренний государственный  долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством  РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства  правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими  лицами: кредиты, полученные правительством, государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг  от имени правительства, гарантированные  государством. Внутренний долг правильно  оценивать как средство постоянного  финансирования экономики государством. В зависимости от срока погашения  и объёма обязательств выделяют капитальный  и текущий государственный долг. Под капитальным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим долгом понимают расходы  по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам о по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

 

Долговые обязательства  РФ могут существовать в форме:

 

- кредитных соглашений  и договоров, заключённых от  имени РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями,  в пользу указанных кредиторов;

 

- государственных ценных  бумаг, выпускаемых от имени  РФ;

 

- договоров о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоров  поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

 

- переоформления долговых  обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

 

- соглашений и договоров,  в том числе международных

 

- э заключённых от имени  РФ, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет.

 

Возникновение и рост государственного долга обуславливают управление им. Управление государственным долгом включает следующие меры:

 

1. эффективное использование  средств заимствования;

 

2. поиск средств для выплаты долга;

 

3. нейтрализация негативных  последствий государственного долга.

 

Существует несколько  путей погашения обязательств по государственному долгу при недостаточности  доходов от его размещения:

 

Ш отказ от долга или части его - считается неразумной мерой, т.к. подрывает репутацию государства;

 

Ш использование новых заимствований для выплаты прежних долгов - к этому способу нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои долги;

 

Ш пролонгирование долга - предполагает продление срока выплаты; в этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента;

 

Ш его конверсия - связана с превращением долга в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счёт долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т. д.;

 

Ш продажа безнадёжных долгов - возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству, такие долги продаются со значительной «уценкой»; страна, продающая долги выигрывает время для получения необходимых средств.

 

 Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают  средства бюджета, где ежегодно  эти расходы выделяются в отдельную  строку.

Заключение.

Изучив экономический  смысл таких понятий как государственный  бюджет, бюджетный дефицит и государственный  долг подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции  сводятся к перераспределению средств  и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства