Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:42, реферат
Основная цель курсовой работы – изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия;
• рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии;
Введение 3
Глава 1. Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия 5
1.1 Понятие выручки от реализации продукции и общей выручки предприятия 5
1.2 Методы отражения выручки от реализации продукции 6
1.3 Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции 8
1.4 Внешние и внутренние входящие денежные потоки предприятия 11
1.5 Роль выручки от реализации продукции в доходах предприятия 13
Глава 2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции 16
2.1 Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии 16
2.2 Расчет плановой выручки от реализации продукции 22
Глава 3. Факторы роста выручки от реализации продукции 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Jц.- индекс изменения цен на реализуемую продукцию.
Jоб.=∑Ц1К1/∑Ц0К0, Jстр.=∑Ц0К1/∑Ц0К0, Jц=∑Ц1К1/∑Ц0К1, где
Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов,
К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.
Выручка от
реализации продукции по
ВРпл.= ВРбаз.х К,
где К- коэффициент роста или снижения объемов;
Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.
Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.
На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:
Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.
В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.
По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:
Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода
Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то
Одз = Вр х Тдз / Д, где
Одз - средние остатки дебиторской задолженности, руб.,
Тдз - период оборота дебиторской задолженности, дн.,
Вр - выручка от реализации продукции, руб.,
Д- длительность календарного периода, дн.
Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:
Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.
В финансовом отделе или
в бухгалтерии предприятия
Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца заполнятся общими суммами: А - оплата и списание реализованной продукции, Б - уменьшение списания в связи с возвратом продукции, - не оплачено, не списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении. Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции.
Направления распределения выручки показаны на рис. 1. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
Плановую выручку от реализации продукции определяют, как мы уже отметили выше, с помощью нескольких методов. При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий.
Выручку от реализации каждой номенклатуры изделий определяют по формуле:
В = Р * Ц,
где В - выручка, Р- количество реализованных изделий, Ц - цена реализации каждого изделия.
Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:
Р = О1 + Т - О2
где Р - объем реализации в плановом периоде; О1 - остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода; Т - выпуск товарной продукции в плановом периоде; О2 - остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода.
Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение.
Пример расчета объема реализации и выручки методом прямого счета приведен в таблице 1.
Таблица 1
Расчет выручки от реализации продукции
Номенклатура |
Полная себестои-мость, тыс. ден.ед. |
Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед. |
в том числе |
Стоимость без акцизного сбора и НДС, тыс. ден.ед. |
Прибыль (+) или убыток (-), тыс. ден.ед. | |
акцизный сбор, тыс. ден.ед. |
НДС тыс. ден.ед. | |||||
Основная продукция (товарный выпуск) |
||||||
А |
480 |
633,6 |
- |
105,6 |
528 |
+48 |
Б |
150 |
187,7 |
- |
31,3 |
156,4 |
+6,4 |
В |
240 |
302,4 |
- |
50,4 |
252 |
+12 |
Г |
400 |
782,4 |
228 |
130,4 |
424 |
+24 |
Всего основной продукции |
1270 |
1906,1 |
228 |
317,7 |
1360,4 |
+90,4 |
Всего реализации основных видов продукции с учетом изменения ее остатков |
1345 |
2146,1 |
228 |
487,7 |
1430,4 |
+85,4 |
Другие виды продукции |
210 |
270 |
+60 | |||
Общий объем реализации |
1555 |
1700,4 |
+145,4 |
Когда ассортимент изделий большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются укрупненным методом. Для расчета берут товарный выпуск по всей номенклатуре остатков изделий, прибавляют к нему стоимость остатков на начало планового периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планового периода по отпускным свободным ценам и за себестоимостью (табл. 2).
Таблица 2
Укрупненный метод расчета выручки от реализации продукции
Номенклатура |
Полная себестои-мость, тыс. ден.ед. |
Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед. |
в том числе |
Стоимость без акцизного сбора и НДС, тыс. ден.ед. |
Прибыль (+) или убыток (-), тыс. ден.ед. | |
акцизный сбор, тыс. ден.ед. |
НДС тыс. ден.ед. | |||||
Остаток готовой продукции на начало планового периода |
40 |
60,7 |
- |
10,1 |
50,6 |
10,6 |
Товарный выпуск продукции в плановом периоде |
220 |
333,7 |
- |
55,7 |
278 |
58 |
Остаток готовой продукции на конец планового периода |
50 |
75,8 |
- |
12,6 |
63,2 |
13,2 |
Всего |
210 |
318,6 |
- |
53,2 |
265,4 |
55,4 |
Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.
На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются:
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.
Кроме того, сумма выручки зависит от:
Работа по графику
содействует равномерной
К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
В условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. С 1992 года система ценообразования была сведена по существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен величина которых определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило, закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых монопольными предприятиями.