Егулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………...……….3
2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
3. Государственное регулирование внешней торговли………………….7
4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений…………………………………………………………10
5. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в экономике России…...………………14
Заключение………………..………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

     Содержание:

     Введение…………………………………………………………………….2

     1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………...……….3

     2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5

     3. Государственное регулирование внешней торговли………………….7

     4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений…………………………………………………………10

     5. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в экономике России…...………………14

     Заключение………………..………………………………………………21

     Список  использованной литературы…………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом  хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и  прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно  реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в  мировом сообществе с учетом собственных  интересов и специфических целей  развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической  политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

          Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

     Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран  мира, торгующих друг с другом.

     Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества.

     К традиционным формам внешнеэкономических отношений обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые. 
 

1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

          Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

     Международная торговля - совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран  мира, торгующих друг с другом.

     Все взгляды на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:

     а) Свободная торговля - согласно концепции  торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает  наиболее высокого уровня материального  благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной  торговле, то есть при невмешательстве  или ограниченном вмешательстве  государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё  классиками А. Смитом и Д. Рикардо  на основе принципов абсолютных и  сравнительных преимуществ.

     Предполагается, что для международной специализации  стран определяющими факторами  являются природо-климатические факторы, а также различный уровень  экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь  противниками государственного вмешательства  в экономику, сторонники свободной  торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов  свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;

     б) Протекционизм - согласно концепции  протекционизма, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и  развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового  баланса. Сторонники кейнсианства и  институционализма являются приверженцами  концепции протекционизма.

     Концепции либерализма и протекционизма в  чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости  от экономических взглядов лиц, ответственных  за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры  эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.

     Несмотря  на наличие различных взглядов на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство  может быть просто необходимо.

     Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную  торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению  безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения  огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством  и национальным законодательством  всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению  деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы  и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого  необходима протекционистская политика.

     Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и  более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным  странам, в то время как протекционизм  более приемлем для экономически менее развитых стран.

     Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных  актах государства, а также в  международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической  деятельности относятся:

     - внешнеэкономическая деятельность  является составной частью внешней  политики страны;

     - приоритет экономических мер  регулирования;

     - единство системы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и контроля за  её реализацией;

     - равенство прав и ответственности  субъектов внешнеэкономической  деятельности и защита их интересов  государством;

     - государственное вмешательство  должно быть оправданным и  не наносить вред участникам  внешнеэкономической деятельности  и населению в целом;

     - обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов страны, а также выполнение  международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

     - единство таможенной территории.

2.Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 

     Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества.

     К традиционным формам ВЭО обычно относят  внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое  сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные  формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о  системе внешнеэкономических отношений  в целом, можно выделить следующие  основные направления их государственного регулирования:

     - внешнеторговые,

     - инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию)

     - валютно-финансовые. 

     В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические  отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

     К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в  основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование  лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

     Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических  мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного  курса и т.д.

     Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

     Выделяют  протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

     Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства  подходили очень близко либо к  полному прекращению внешнеэкономических  связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

     Наличие административных форм воздействия  на участников внешнеэкономических  отношений, как правило, связывают  с проведением протекционистской  или умеренной внешнеэкономической  политики, которые характерны для  многих развивающихся и стран  с переходной экономикой, вынужденных  защищать собственную национальную промышленность.

     Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических  формах воздействия) характерны и для  промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

     Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики  и протекционизма.

     Конкретные  методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией  отдельных направлений внешнеэкономической  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственное  регулирование внешней  торговли.

     Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).  

Информация о работе Егулирование внешнеэкономической деятельности