Егулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………...……….3
2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
3. Государственное регулирование внешней торговли………………….7
4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений…………………………………………………………10
5. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в экономике России…...………………14
Заключение………………..………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

     Иногда  капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его  путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем  случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое  явление возникает прежде всего  в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие  налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

     Помимо  официальных каналов, капитал может  вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится  вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

     Незаконные  методы перевода капитала за рубеж  связаны с особенностями национального  законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести  депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение  экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые  платежи под импортные контракты  без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета  российских резидентов, возможен также  вывоз капитала в виде наличной иностранной  валюте.

     Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов  незаконного вывоза капиталов, для  чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного  климата в стране.

     Особое  место в системе государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд. 

5. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в переходной экономике России.

     Внешнеэкономическая деятельность на всех этапах развития нашей страны оказывала влияние  на решение экономических проблем  как на уровне народного хозяйства  в целом, так и на уровне отдельных  регионов, предприятий и организаций.

     Либерализация внешнеэкономической деятельности - одно из важнейших направлений  реформирования экономики, проводимой с 1986 г. Союзным правительством, а  с 1992 г. Российским. До этого в течение  длительного периода времени  внешнеэкономические связи рассматривались  на государственном уровне как явление  вынужденное, влияние которого по возможности  должно быть минимальным.

     В 1991 г. Перестала существовать общесоюзная  система централизованного планирования экспорта и импорта. Изменилась институциональная  структура участников регулирования  внешнеэкономических отношений. Деятельность российских субъектов внешнеэкономических  отношений регулируется положениями  Конституции РФ, Таможенным Кодексом РФ 1993 г., Законом о таможенном тарифе 1993 г. и другими нормативными актами. Общее регулирование внешнеэкономической  деятельности осуществляет правительство Российской Федерации. В качестве постоянного органа функционирует Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства России субъектами внешнеэкономической деятельности.

     Перспективные направления развития внешнеэкономических  связей реализует Министерство экономики РФ, участвующее в разработке предложений по внешнеэкономической политике, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями.

     Непосредственное  регулирование внешнеэкономической  деятельностью России осуществляет Министерство торговли РФ, которое выполняет функции упраздненного в 1998 г. Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ. За последнее время происходили значительные изменения в сфере государственного регулирования различных форм внешнеэкономической деятельности в РФ. Главная задача Министерства Торговли в области внешнеэкономической деятельности - координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями вышестоящих органов государственной власти и управления РФ, разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечении ее реализации.

     Министерство  финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономических операций, регулирует вопросы налогообложения, правила осуществления международных расчетов.

     Центральный Банк РФ играет существенную роль в сфере внешнеэкономической деятельности. Он уполномочен проводить любые операции в стране и за рубежом, представляет интересы России в центральных банках других стран и в международных валютно-финансовых организация, является главным органом валютного регулирования и одним из основных органов валютного контроля.

     Непосредственное  руководство таможенным делом осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, участвующий в разработке и реализации таможенной политики РФ, в организации таможенного дела и таможенного контроля, в совершенствовании применения средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности.

     Помимо  названных есть ряд структур, оказывающих  содействие национальным производителям и организациям в установлении, поддержании  и расширении деловых контактов  с зарубежными партнерами - российские объединения производителей и экспортеров, торгово-промышленная палата РФ, администрации  регионов и органы местного самоуправления.

     За  годы реформирования в России созданы  определенная база для осуществления  внешнеэкономической деятельности в рыночных условиях.

     Вместе  с тем, анализ хода экономических  реформ, к сожалению, свидетельствует  о неподготовленности и преждевременном  открытии российской экономики. Результаты поспешной либерализации внешнеэкономической  деятельности налицо: радикальное ухудшение  структуры экспорта, нарастание импортозависимости как в отношении товаров народного  потребления, так и в технико-технологическом  плане, потеря некоторых внутренних рынков для отечественных производителей, внешних - для экспортеров вооружений и наукоемкой продукции.

     Эффективность внешнеэкономической деятельности была подорвана продажей на мировых  рынках сырья по демпинговым ценам. Таков был результат свободного выхода и государственных, и частных  российских предприятий на внешний  рынок.

     Результаты  реформирования сферы ВЭД позволяют  оценить несовершенство механизма  государственного регулирования этой сферы.

     Для создания действенной системы государственного регулирования следует учитывать  основные тенденции современного рыночного  хозяйства, к которым следует  отнести:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле/ Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО);
  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  7. функционирование новых субъектов в мировом хозяйстве - Страны НИС.

     Эти тенденции по-разному влияют на основные формы внешнеэкономических отношений, но в целом их воздействие достаточно значимо.

     Оценивая  сферу внешнеэкономической деятельности в целом, можно выделить следующие  важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования  основных форм внешнеэкономических  отношений.

     Существенные  изменения касаются сферы внешнеторговых отношений.

     В последние годы таможенный тариф  России неоднократно изменялся. Преобразования в тарифе шли в следующем направлении: он становился все более дробным  и протекционистским для отдельных  товаров. Таможенные пошлины были весьма дифференцированы, с целью поощрения  вывоза товаров, производство которых  собирались развивать, и сдерживания  ввоза товаров, производство которых  в стране может быть эффективным.

     В последнее время намечаются крупные  перемены в сфере таможенного  регулирования. Правительство намерено резко сократить количество таможенных пошлин (т.е. пошлины будут назначаться  не на отдельные товары, а на крупные  товарные группы).

     Новая концепция таможенной тарифной политики РФ предусматривает также унификацию тарифных ставок.

     Предстоящее вступление в ВТО заставит Россию пойти на снижение таможенных пошлин, т.к. развитые страны - члены ВТО имеют  достаточно низкий средний уровень  таможенного обложения.

     В этих условиях необходимо разработать  комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая  практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.

     Важнейшей задачей государства, помимо регулирования  импорта, является стимулирование экспорта. За последнее время здесь произошли  важные изменения. Экспорт полностью  либерализован, практически отменены квоты на экспорт, сохранены квоты  и лицензируется экспорт товаров, регулируемых (квотируемых) в соответствии с международными соглашениями, отменен  институт спецэкспортеров. Открыт свободный  доступ к системе магистральных  трубопроводов, полностью отменены экспортные пошлины. Особое значение приобретает  стимулирование экспорта готовой продукции. Существенную роль здесь могут сыграть  наряду с мерами по поощрению экспортного  производства (налоговые льготы экспортерам, например, путем введения ускоренной амортизации) формирование системы  кредитования экспорта и страхования  внешнеэкономической деятельности, включая страхование экспортных кредитов. В начале 1996 г. Правительством была одобрена программа стимулирования экспорта, в которой многие из этих мер предусмотрены, однако средства, выделяемые для стимулирования экспорта, явно недостаточны.

     Государственная поддержка экспорта необходима и  по другим направлениям, в частности  путем оказания помощи предпринимателям в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужна государственная система  внешнеэкономической информации, которой  могли бы пользоваться предприятия, особенно мелкие и средние.

     Предприятия должны получать финансовую поддержку  государства и при специальном  изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению деловой информации уделяет Европейский Союз, где  целенаправленно проводиться политика повышения конкурентоспособности  малых и средних фирм, способствующая различным формам их международного сотрудничества. Одним из конкретных направлений этой политики является создание компьютеризованной системы  поиска партнеров, предназначенной  в первую очередь для мелких и  средних фирм.

     Государство должно взять на себя хотя бы частичное  покрытие расходов предприятий на участие  в выставках и ярмарках за рубежом, на проведение рекламных компаний. Очевидно, что предприятия, стремящиеся  к выходу на мировой рынок, не имеют  валютных средств на эти цели. Для  повышения уровня внешнеэкономической  деятельности необходима государственная  поддержка подготовки квалифицированных  кадров.

Информация о работе Егулирование внешнеэкономической деятельности