Егулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………...……….3
2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………..5
3. Государственное регулирование внешней торговли………………….7
4. Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений…………………………………………………………10
5. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в экономике России…...………………14
Заключение………………..………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 87.69 Кб (Скачать документ)

     Задача  органов управления внешнеэкономическими связями - координировать действия российских экспортеров сырьевых товаров на внешних рынках (чтобы не допустить  падения цен на мировых рынках, как с цветными металлами).

     При нормальной ситуации с сырьевыми  товарами на внутреннем рынке административное регулирование экспорта не нужно. Введение квотирования оправдано лишь в случае острого дефицита сырья на внутреннем рынках.

     Но  при отсутствии административных форм вмешательства государству необходимо способствовать координации действий экспортеров. Одним из инструментов такого регулирования могут быть объединения экспортеров, действующие  при поддержке государства:

     В настоящее время  в России существует достаточно гуманное налогообложение  рентных отраслей. Экспортеры, занимающиеся поставкой сырья  на мировые рынки  получают сверхприбыли и не заинтересованы в инвестировании этих средств в  российскую экономику.

     Помимо  этого необходимо формирование государственной  поддержки промышленного экспорта (налоговое стимулирование инвестиций и НИОКР, таможенное регулирование  и преференции), что позволит усовершенствовать  структуру российского экспорта. Особого внимания требует наукоемкий экспорт и инновационное предпринимательство. Важным направлением государственного регулирования является координация  региональных экспортных программ, что  позволит избежать конкуренции российских фирм, производящих аналогичную продукцию, на зарубежных рынках.

     С точки зрения повышения эффективности  внешнеэкономических связей и экономической  безопасности следует стремиться к  диверсификации рынков сбыта для  российских товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения  с широким кругом стран, компенсируя  осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

     Необходимо  изменение ситуации и в плане  государственного регулирования вывоза и ввоза капитала.

     Россия  начала вывозить капитал за границу  еще в конце ХIХ века в основном в страны Азии - Китай, Монголию, Персию. После революции и образования  СССР капитал вывозился в форме  государственных кредитов, которые  использовались для создания смешанных  акционерных обществ, специализировавшихся в основном на торговых операциях. Большая  часть кредитов поступала Турции, Афганистану, Ирану, Монголии. Позднее  подобные структуры были созданы  в некоторых странах Западной Европы. Советский Союз оказывал также экономическую и техническую помощь некоторым социалистическим и развивающимся странам. После распада СССР оказание помощи и кредитование сферы технического содействия зарубежным странам резко сократилось. Вместе с тем наметилась ярко выраженная тенденция к увеличению экспорта капитала в различных формах: в виде прямых и портфельных инвестиций, большая часть которых приходится на крупнейшие финансово-промышленные группы (НК "ЛУКойл", РАО "Газпром" и др.); а также вывоз частного капитала преимущественно в ссудной форме.

     В России государственная политика в  сфере вывоза капитала до сих пор  не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому отсутствует и система  государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь отдельные ее элементы).

     Меры  административного контроля над  вывозом российского капитала базируются на указе Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР», который  в общей форме устанавливает  разрешительный порядок осуществления  инвестиций за рубежом.

     Валютный  контроль над вывозом капитала основывается на Законе «О валютном регулировании  и валютном контроле», который определяет валютные операции, связанные с движением  капитала, и порядок их осуществления.

     Меры  государственной поддержки экспорта частного капитала в России почти  отсутствуют и представлены лишь международными соглашениями о поощрении  и защите инвестиций с более чем  тремя десятками стран, а также  соглашениями об избежании двойного налогообложения с примерно таким  же количеством стран. Практически  отсутствует и приемлемый для  анализа учет размещенных за рубежом  прямых, портфельных и прочих инвестиций.

     Однако  эти разрозненные меры не влияют на ограничение вывоза российского  капитала. Это связано и с тем, что основная часть экспорта капитала из России осуществляется нелегальными способами, а из многих десятков тысяч  зарегистрированных за рубежом компаний с российским капиталом только около  двух тысяч зарегистрировано в государственном  реестре зарубежных предприятий, создаваемых  с российским участием.

     Отток капитала осуществляется и через  экспортоориентированные отрасли, достигая 5-6-млрд долл. в месяц.

     Таким образом, России необходима подробная  концепция государственной политики в сфере экспорта частного капитала из России. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Концепция  нужна как для федеральных  органов исполнительной власти, так  и для частных инвесторов, которые  должны иметь ясное представление  об основах политики российского  государства в области вывоза частного капитала.

     Сложность регулирования процесса вывоза капитала связана с невысокой степенью эффективности действия ограничительных  и запретительных мер. Наиболее эффективными являются меры, влияющие на улучшение  инвестиционного климата - стабилизация политической обстановки, снижение налогового бремени, недопущение высоких темпов инфляции, соблюдение законодательных  норм, уменьшение криминализации экономики  и т.д. Изменение ситуации с инвестиционным климатом могло бы позитивно влиять и на ввоз капитала. Реализация данных мер связана с преодолением основных препятствия на пути иностранных  инвестиций в Россию.

     Создание  благоприятного инвестиционного климата  позволит решить и ряд задач валютного  регулирования. Либерализация валютного  и таможенного контроля в совокупности с мероприятиями, направленными  на улучшение инвестиционной среды  позволит значительно повысить эффективность  внешнеэкономической деятельности в целом.

     Направлениями регулирования внешнеэкономических  отношений, требующими внимания государства  также являются: восстановление и  расширение сферы внешнеэкономической  деятельности со странами бывшего социализма и странами ближнего зарубежья; ускорение  интеграционных процессов в рамках СНГ, повышение эффективности внешнеэкономических  связей регионов РФ и четкое распределение  функций в области внешнеэкономической  деятельности между центром и  регионами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В современной  мировой практике государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности играет очень большую  роль. Все государства мира осуществляют этот вид деятельности, вне зависимости  от их политической ориентации. Обобщая  итоги курсовой работы, можно подвести следующие итоги:

     а) существует две основных системы взглядов на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности: концепции протекционизма и свободной  торговли;

     б) методы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности делятся на таможенно-тарифные и нетарифные, причём в различных  ситуациях наиболее эффективным  оказываются различные меры;

     в) Россия имеет очень ограниченный опыт по осуществлению государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в современных условиях, причиной на то является существовавшая долгие годы командно-административная система;

     д) в  РФ существует большое количество органов  власти разных уровней, осуществляющих регулирование внешнеэкономической  деятельности, однако их действия не всегда являются эффективными;

     е) до сих пор РФ не удаётся эффективно осуществлять внешнеэкономическую  деятельность в силу как внутренних, так и внешних факторов;

     ж) необходим  целый комплекс мер по улучшению  внешнеэкономического положения РФ.

     Во  многом именно от успеха политики государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности зависит, какое положение  займёт Россия в мировой экономике.

     Для дальнейших исследований данной темы особо важно выявить те направления, которые на практике позволят достичь  необходимого результатов, также особо  важно исследовать влияние мирового финансового кризиса на экономику  и внешнеэкономическую деятельность РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

  1. Закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
  2. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе".
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г.
  4. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".
  5. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях".
  6. Фаминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Международные отношения, 1994.
  7. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  8. Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен. — М., 1996.
  9. Баш Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России//Внешняя торговля, 1994, № 1.
  

 

Информация о работе Егулирование внешнеэкономической деятельности