Финансирование расходов на социальное обесечение и социальную защиту населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие социального обеспечения и социальной защиты 5
Глава 2. Финансирование социального обеспечения 8
2.1. Пенсионный фонд российской федерации 8
2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации 14
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ 17
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

ГМФ.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Понятие  социального обеспечения и социальной защиты 5

Глава 2. Финансирование социального обеспечения 8

2.1. Пенсионный  фонд российской федерации 8

2.2 Фонд социального  страхования Российской Федерации 14

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования РФ 17

Заключение 23

Список литературы 24

 

 

 

 

Введение

Социальное обеспечение  всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни  государства и общества. Оно непосредственно  зависит от развития экономики и  теснейшим образом связано с  политикой и социальным благополучием  людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального  обеспечения, его параметры формировались  постепенно по мере развития самой  системы социального обеспечения  в нашем государстве.

В экономической и юридической  науке понятие социального обеспечения  трактуется неоднозначно и до сих  пор не является общепринятым. В  семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление  достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих  и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Учитывая имеющиеся точки  зрения по вопросу о понятии социально  обеспечения, следует вместе с тем  выявить основной его критерий. В  соответствии с которым тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковым является источник финансирования.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение  должно предоставляться за счет специальных  фондов, образуемых государством. В  период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

 

Глава 1. Понятие социального  обеспечения и социальной защиты

 

В последнее время все большую  популярность, как на международном  уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения. В нашей стране этот термин получил широкое распространение  в связи с переименованием  системы органов социального  обеспечения в систему органов  социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения».

Это «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить  или отграничить социальную защиту населения от его социального  обеспечения. Не позволяет это сделать  и сформулированная в Концепции  основная цель соцзащиты: «Социальная  защита населения в нынешней кризисной  ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению  в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики».

Многофункциональность указанной  цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему  поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного  периода, который связан с формированием  в стране иной экономической системы. Однако, даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Понятие социальной защиты населения  на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его  содержание отражает самые различные  стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы  социального обеспечения в нашей  стране в более широкую универсальную  социально-экономическую систему  социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для  такого вывода и, кроме того, возможности  систем социального обеспечения  обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В.Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».

Введение понятия «социальной  защиты населения» в оборот научных  понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом  научной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. К числу первых, безусловно, должны быть отнесены общественные отношения по социальному обеспечению населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение – один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков. В то же время нельзя полностью согласиться с приведенным выше утверждением В.Ш. Шайхатдинова, признающего понятие социальной защиты научной категорией только права социального обеспечения. Эта категория представляет научную ценность для всей правовой науки, в связи с чем является скорее всего общеправовой научной категорией.

Следовательно, социальное обеспечение  – это многоуровневое многофункциональное  системное образование.

 

 

Глава 2. Финансирование социального  обеспечения

 

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной  собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных  образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются  за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники  платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, вносят взносы в  ПФР и фонды обязательного  медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд российской  федерации

 

Правовое положение Пенсионного  фонда Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № И8-ФЗ).

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Пенсионный фонд обеспечивает:

- целевой сбор и аккумуляцию  страховых взносов;

- организацию работы по  взысканию с виновных работодателей  и граждан сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализацию средств  Фонда, а также привлечение  в пего добровольных взносов  физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в Пенсионный  фонд страховых взносов, а также  контроль за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- организацию и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- международное сотрудничество  Российской Федерации но вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

- участие в разработке  и реализации межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий;

- проведение научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования и т.д.

Средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей  (в размере соответствующей процентной  доли единого социального налога);

- страховых взносов граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой  деятельностью;

- ассигнований из федерального  бюджета;

- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных  требований;

- добровольных взносов  физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации  средств Пенсионного фонда и  других поступлений, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного  фонда направляются на:

- выплату в соответствии  с действующим на территории  Российской Федерации законодательством,  межгосударственными и международными  договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим  за пределы Российской Федерации;

- выплату пособий по  уходу за ребенком в возрасте  старше полутора лет;

- оказание органами социальной  защиты населения материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

- финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности  Пенсионного фонда и его органов;

- другие мероприятия,  связанные с деятельностью Пенсионного  фонда.

Руководство Пенсионного  фонда осуществляется правлением и  его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью  отделениями Пенсионного фонда.

В состав правления могут  входить представители общественных, религиозных и государственных  организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых  связана с защитой интересов  пенсионеров, инвалидов и детей.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная  комиссия.

Правовые, экономические  и социальные отношения, возникающие  при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных  пенсионных фондов регламентируется Федеральным  законом от 7 мая 1998 г.

№ 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах», Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных  пенсионных фондах» (в ред. Указа  Президента РФ от 12 апреля 1999 г. (456) и  другими нормативно-правовыми актами.

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение  участников фонда на основании договоров  о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками  фонда в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению  населения включает аккумулирование  пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных  пенсий участникам фонда.

Информация о работе Финансирование расходов на социальное обесечение и социальную защиту населения