Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе.

     Таким образом, финансовая политика государства  является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

 

  1. Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства

     В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

     Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики

     Более структурированным выглядит определение  данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных  мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

     Таким образом, в марксистской трактовке  финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

     Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных  экономистов.

     Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

     Другой  экономист И.В. Левчук, подчеркивая  большую роль финансовой политики в  повышении производства, отмечает что  эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и  демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

     Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он исходит из неразрывности  финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную  политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

     Содержание  финансовой политики многогранно. Она  включает следующие важнейшие звенья:

     выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и  производственных отношений, потребностей населения;

     определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий  период; при этом исходят из путей  достижения поставленных целей, предусмотренных  экономической политикой, учитываются  международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

     осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Единство  трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

     Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные  условия для решения тактических  задач. Тактика, выявляя решающие участки  и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

     Научно  обоснованная финансовая политика при  правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

     Финансовая  политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она  способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

     Финансовый  механизм, как и хозяйственный  механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие  понятия системного анализа, как  подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

     Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и  стимулы, организационную структуру  и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

     Блок (звено) финансового механизма - это  совокупность однородных взаимосвязанных  элементов, объединенных по признаку общей  целевой направленности.

     Элемент финансового механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую  специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.

     Характерной особенностью финансового механизма  является его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

     Составляющие  хозяйственный механизм отдельные механизмы, как и соответствующие им отношения, действуют в тесной взаимосвязи.

     Задачи  совершенствования финансового  механизма на современном этапе  развития экономики связаны с  широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства.

     Финансовая  политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций  и задач. Финансовая политика является составной частью экономической  политики.

     В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть производственных отношений, определенной общественно-экономической формации.

     Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается  государством исходя из требований экономических  законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.

     Производственные  отношения в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются  через категории. Экономические  категории - это выражение однородных экономических отношений, которые  характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование, кредит, прибыль и т.д.

     Финансовая  политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

     Финансовая  политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой  курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

2. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

     История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические  интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят высокие результаты.

Информация о работе Финансовая политика государства