Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

     Механизм  функционирования финансовой политики начала периода самостоятельного развития Казахстана отличался непоследовательностью  и противоречивостью.

     С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве, и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая "шоковая терапия" в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

     С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые  общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному  преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

     В целом это привело к значительному  разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.

     Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер  и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

     В Республике Казахстан продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.

     В западных теоретических концепциях и практике используется термин "фискальная политика", под которым подразумевается комплексное понятие государственной налогово-бюджетной политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах.

     Фискальная  политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование  государственными налогами и расходами  с целью изменения реального  объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения  экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или "встроенных стабилизаторов" ("встроенная стабильность"), под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде.

     Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

     При всем разнообразии финансовых механизмов в Казахстане их содержание выражается в последовательном осуществлении  таких стадий:

     1) разработка научно обоснованной  концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

     2) формулировка стратегических и  тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих  целей и задач экономической политики;

     3) практическое воплощение намеченных  действий через финансовый механизм  с его реконструкцией или корректировкой  в зависимости от радикальности  экономических преобразований.

     Задачи, решаемые финансовой политикой:

     а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

     б) рациональное распределение и использование  финансовых ресурсов между сферами  общественного производства, секторами  национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

     в) выработка соответствующего финансового  механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

     В программах развития экономики и  углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

     При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих  принципов финансовой политики:

  • соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
  • обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

 сбалансированность  доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

  • создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

 - оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и предприятиями.

3. Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан

     Финансовую  стабилизацию в Республики Казахстан  обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования  в Казахстане являются: создание предпосылок  для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности.

     По  мнению многих экспертов, Казахстан  уже преодолел наиболее болезненный  после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических  преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

     В Казахстане за годы независимости полностью  изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени  начала в 1994 году глобальных экономических  реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства.

     Проведение  рациональной политики государственных  расходов обеспечивает снижение уровня дефицита бюджета.

     В свою очередь, это позволило установить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

     Одним из основных разделов правительственной  программы по углублению реформ является реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и  ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены, прежде всего, на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

     В последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса

     Вместе  с тем, как и в других странах  с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние  годы у нас сдерживалось снижением  уровня государственных доходов  как следствие жесточайшего кризиса  и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора.

     Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства.В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

     Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и  институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

     В ближайшей перспективе бюджетная  политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно скажется на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики.

     В качестве основ финансовой стабилизации рассмотрим методы борьбы с инфляции и регулирование валютного курса.

     Деньги - важнейший элемент рыночной системы  хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное  условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому основным методом борьбы с инфляцией является регулирование денежного обращения Национальным банком Республики Казахстан.

Информация о работе Финансовая политика государства