Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Задачи курсовой:
• Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства
• Рассмотреть виды финансовой политики
• Изучить роль государства в жизни общества
• Рассмотреть финансовую политику государства в России:
- её содержание

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы 5
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 5
1.2 Содержание финансовой политики 9
1.3 Типы финансовой политики 13
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Финансовая политика России в современных условиях 15
2.2 Проблемы и перспективы развития российской
финансовой политики 25
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Все.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Содержание финансовой политики

       Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

       1) разработку общей концепции финансовой  политики, определение ее основных  направлений, целей, главных задач;

       2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

       Финансовый  механизм — наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

       В составе финансовой политики, как  правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и  кредитно-денежную политики.

       Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

       В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

       Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор  состава налогов, размера налоговых  ставок, льгот и санкций по каждому  виду налогов. Она решает следующие  задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

       Таможенная  политика представляет собой специфическую  область налоговой и ценовой  политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

       Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

       Политика  управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

       Кредитно-денежная политика представляет собой часть  социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

       В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

       Денежная  политика направлена на обеспечение  устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование  инфляции, стабилизацию национальной валюты.

       Кредитная политика направлена на обеспечение  своевременности и бесперебойности  расчетов в народном хозяйстве и  в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и  регулирование деятельности банковской системы).

       Ценовая политика - регулирование и корректировка  цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и  утверждение цен на использование  или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

       Финансовая  политика на рынке ценных бумаг –  управление деятельностью финансового  рынка (через регламентацию, эмиссию  и размещение государственных и  корпоративных ценных бумаг и  регулирование их оборота (курсы  покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

       Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях. 
 
 
 
 

       1.3 Типы финансовой  политики

       1. Классическая.

       Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

       2. Регулирующая.

       В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

       3.Неокласическая.

       Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

       4.Планово-директивная.

       Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современная  финансовая  политика  России

2.1 Проблемы  и  перспективы развития российской финансовой политики

       Роль  финансовой  политики  в  экономическом  и  социальном  развитии Российской Федерации  трудно  недооценить.  От  степени  ее  рациональности зависят темпы развития  промышленности,  сельского  хозяйства,  транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

       Как уже говорилось,  финансовая политика  состоит  из  таких  этапов,

как определение  ее  целей,  обеспечение  необходимой  величины  ресурсов  и выработки для этого наиболее рациональных  путей  их  достижения,  а  также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и  задач.  В состав  такой   политики   включают   бюджетную,    налоговую,   кредитную, инвестиционную составляющие.

       Но  эти подходы не совсем полны  и точны.  Прежде  всего,  финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а  также  последовательности  разумных  действий  на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач.  Но  не  только  данный  процесс  влияет  на  конечный  результат. Необходимо  учитывать  многие  сопутствующие  моменты,  и,  прежде   всего, существующую социально-экономическую реальность, в  которой  осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события,  которые  повлияют  на  базовые

условия жизни общества. К таким  событиям  можно  также  отнести  стихийные бедствия,  массовые  беспорядки,  ажиотажный   спрос   на   товары   первой необходимости и целый ряд других.  Поэтому  следует  оказывать  необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и  для  усиления положительных  факторов,  от  которых  также  зависит  конечный   результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и  социальной  стабильности,  устойчивого  и   безопасного   международного положения и т.д.

       Таким  образом,  под   финансовой   политикой   понимаем   управление финансами, т.е. выработку целей и задач,  на  которые необходимо  направить ассигнования, поиск  ресурсов  и  путей  достижения  поставленных  целей,  в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит  получение намеченных результатов, а данное управление представляет  из  себя  процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы  целей  и  задач,  создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию  управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Информация о работе Финансовая политика государства