Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Задачи курсовой:
• Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства
• Рассмотреть виды финансовой политики
• Изучить роль государства в жизни общества
• Рассмотреть финансовую политику государства в России:
- её содержание

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы 5
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 5
1.2 Содержание финансовой политики 9
1.3 Типы финансовой политики 13
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Финансовая политика России в современных условиях 15
2.2 Проблемы и перспективы развития российской
финансовой политики 25
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Все.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы 5

1.1 Сущность  и задачи финансовой политики 5

1.2 Содержание  финансовой политики 9

1.3 Типы  финансовой политики 13

Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе

2.1 Финансовая политика России в современных условиях 15

2.2 Проблемы и перспективы развития российской   

финансовой политики                                                                                          25        

Заключение 34

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает  экономика в целом, а также  ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

     Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

     Каждой  общественной формации и соответственно государству этой формации отвечает определенное финансовое устройство.

     Цель  данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.

     Задачи  курсовой:

    • Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства
    • Рассмотреть виды финансовой политики
    • Изучить роль государства в жизни общества
    • Рассмотреть финансовую политику государства в России:

     - её содержание

     - проблемы прогнозирования

    • Понять необходимость изменения ориентиров финансовой политики

     Объектом  курсовой работы является финансовая политика России.

     Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач  требуется чёткий и глубокий переход  к пониманию сущности, целей и  механизма реализации финансовой политики, а также элементов, её составляющих. Определённый интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

     Структура финансовой политики государства:

     Финансовый  механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений  в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами и финансовой системой в делом, финансовое законодательство.

     Именно  множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).

     В зависимости от особенностей отдельных  подразделений общественного хозяйства  и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций и механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.

     В соответствии с территориальным  делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов  власти.

     Конкретными формами и методами управления финансами  служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

     Механизм  финансового управления обеспечивает взаимодействие управляющей системы  с объектом управления, непрерывность  денежных и информационных потоков в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Механизм финансового управления функционирует в условиях нормативно-правовой регламентации. Управляющая система (финансовая система) — совокупность финансовых институтов (учреждений); управляемая система (система финансов) — совокупность денежных отношений. Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство финансов РФ).

     Основа определения будущей финансовой политики содержится в соединении старых и новых финансовых механизмов.

     Формируя  финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансового механизма. 
 
 
 

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы

       1.1 Сущность и задачи  финансовой политики

       Политическая  деятельность государства проявляется  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

       Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

       Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

       Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.

       Другой  пример - из области взаимоотношений  государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

       Из  изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

       Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения  социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

       Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов  финансовой системы, а не только органов  государственной власти.

       Другие  авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

       Данное  определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает  механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.

       Итак, государственную финансовую политику будем рассматривать как часть  социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

       Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

       Цель  финансовой политики проявляется в  выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.

       Задачами  финансовой политики являются:

       • создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

       • установление рационального с точки  зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 

       • организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов  финансовыми методами;

       • выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами. 
 
 

Информация о работе Финансовая политика государства