Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и типы финансовой политики государства…………………..4
1.1. Содержание и сущность финансовой политики……………………………4
1.2. Типы финансовой политики………………………………………………..10
1.3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества…...........10
2. Финансовая политика России в современных условиях….....................14
2.1. Содержание финансовой политики………………………………………..14
2.2. Проблемы прогнозирования…......................................................................15
3. Перспективы изменения ориентиров финансовой политики…............16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………26
Долгосрочная финансовая
политика государства носит
Основными проблемами долгосрочной
финансовой политики государства являются:
система финансово-кредитных
Самостоятельность государственной
финансовой политики часто проявляется
в предложении и выборе конкретных
путей и средств достижения поставленных
наверху целей и задач. Финансовая
политика зависит от государственного
устройства, стадии развития, устойчивости
политической системы. Чисто экономических
решений в проведении финансовой
политики, свободных от административных
элементов почти нет. Нельзя принимать
решения в экономике и
С ростом внешнего и внутреннего
государственного долга самостоятельность
государственной финансовой политики
сужается в связи с необходимостью
выполнения ряда условий, например, внешних
кредитов для реструктуризации задолженности
и получения новых кредитов. Вместе
с этим реальная самостоятельность
государственной финансовой политики
вне внешних обязательств есть степень
свободы перераспределять в рамках
принятых политических решений и
своеобразно сложившейся
Сама по себе фин. политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества.
1.2. Типы финансовой политики
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа фин. политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово - директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало жёсткую централизацию, и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.
Регулирующая теория, в
основу которой положена экономическая
теория Дж. М. Кейнса и его последователей,
предусматривает вмешательство
государства в циклическое
1.3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества
Содержание финансовой политики,
её основные направления зависят
от уровня развития науки о роли
государства в развитии общества
и соответствующих
Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.
Суть концепции
В конце двадцатых годов
двадцатого века возобладала кейнсианская
теоретическая концепция, обосновывающая
необходимость усиления роли государства
в развитии экономики через вмешательство
и регулирование циклического развития
воспроизводственного процесса. Основным
инструментом реализации такой фин.
политики являлись государственные
расходы, направленные на создание новых
рабочих мест, что способствовало
решению сразу нескольких экономических
и социальных задач: повышение занятости
населения и снижение безработицы,
рост предпринимательской
Вмешательство государства
вело к росту расходов государственного
бюджета и поэтому оно
По существу различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджета дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.
И действительно в 30 – 60х
гг. XX века так называемая кейнсианская
финансовая политика в западных странах
доказала свою эффективность. По мере
расширения вмешательства государства
в экономику и усиления регулирующей
функции государства в
3) в 70-х годах особенности
фин. политики определялись
В настоящее время фин.
политика развитых капитальных государств
находится под воздействием современных
теорий, фактически представляющих собой
конвергенцию двух систем регулирования,
и отдельные государства
4) В советском государстве
в последующем и во всех
странах социалистической
Финансовая централизация
стала необходимой, так как функции
государства расширились
Современное государство
полностью финансировало из бюджета
потребности экономики и
Финансовая централизация выражалась и в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные отношения. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно – командную систему управления всем производственным процессом.
Такая фин. политика гарантировала
переход от одной системы общественных
отношений к другой, совершенно новой
для истории человечества системе
общественных отношений, решение социально-
При разработке фин. политики
принципиальным является то, что в
основе распределения и
1) выбор субъектов
2) определение степени
централизации финансовых
3) определение первоочередных
общественных потребностей и
меры их удовлетворения и
4) выбор источников и
методов формирования
Государственная финансовая
политика – понятие многоплановое.
И если в целом её сфера определяется
параметрами участия
Всё большее значение в
конце XX века приобретает международная
финансовая политика. В её основе лежит
управление валютно-финансовыми и
кредитными отношениями в сфере
международных отношений, связанных
как с международным
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже изменяющегося внешнего государственного долга.
2. Финансовая политика России в современных условиях
2.1. Содержание финансовой политики
Вся система управления финансами
базируется на финансовой политике государства.
В разработке финансовой политики участвуют
законодательная и