Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и типы финансовой политики государства…………………..4
1.1. Содержание и сущность финансовой политики……………………………4
1.2. Типы финансовой политики………………………………………………..10
1.3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества…...........10
2. Финансовая политика России в современных условиях….....................14
2.1. Содержание финансовой политики………………………………………..14
2.2. Проблемы прогнозирования…......................................................................15
3. Перспективы изменения ориентиров финансовой политики…............16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

финансовая политика гос.docx

— 51.73 Кб (Скачать документ)

Долгосрочная финансовая политика государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она  охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами  предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности  проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического  курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического  курса.

Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются: система финансово-кредитных органов  управления; бюджетная система и  бюджетное устройство страны; кредитная  система страны и ее сеть; пропорции  распределения вновь созданной  стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных  металлов и камней; выбор и корректировка  соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе  непрерывное расширение экономической  базы денежного распределения в  стране.

Самостоятельность государственной  финансовой политики часто проявляется  в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических  решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать  решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность - важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может  усиливаться и ослабевать, но никогда  не исчезает. Государственный императив  – важная компонента, учитываемая  в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

С ростом внешнего и внутреннего  государственного долга самостоятельность  государственной финансовой политики сужается в связи с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних  кредитов для реструктуризации задолженности  и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность  государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень  свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и  своеобразно сложившейся финансово-экономической  ситуации. Например, представленный и  утвержденный Государственной Думой  Федеральный бюджет может быть составлен  и исполнен по- разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности  от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти  потребности на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны.

Сама по себе фин. политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует  интересам общества.

1.2. Типы финансовой  политики

На современном этапе  известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них  составляли соответствующие экономические  теории.

Классическая теория практически  отводила государству «роль ночного  сторожа». Основа фин. политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы  рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту  и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми  нормами, стремясь минимизировать все  государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для  предпринимателя.

Планово - директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало жёсткую централизацию, и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в  основу которой положена экономическая  теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство  государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и  другие).

 

1.3. Финансовая  политика и роль государства  в развитии общества

Содержание финансовой политики, её основные направления зависят  от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических  концепций, определяющих степень участия  государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

Основные направления  в теории финансов по вопросу о  роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии  А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.

Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита  Д. Риккардо сводилась к невмешательству  государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению  главной роли в регулировании  хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, фин. политика до конца двадцатых годов  двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений  обеспечивала реализацию функций государства  через финансирование из бюджета  в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению  государственного долга. Доходы бюджета  формировались в основном за счёт косвенных налогов.

В конце двадцатых годов  двадцатого века возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства  в развитии экономики через вмешательство  и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные  расходы, направленные на создание новых  рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических  и социальных задач: повышение занятости  населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного  спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность  финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства  вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов  стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные  ставки обложения. Такая система  налогов повышала роль государства  в перераспределении национального  дохода.

По существу различие между  двумя этими теоретическими концепциями  в финансовом аспекте сводилось  к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция  допускала возможность бюджета  дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

И действительно в 30 – 60х  гг. XX века так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах  доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства  в экономику и усиления регулирующей функции государства в усложнялась  организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более  широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов  и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате ещё более усилившаяся роль финансов в перераспределении национального  дохода.

3) в 70-х годах особенности  фин. политики определялись неоклассическим  направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась  от регулирующей роли государства,  но ограничивала степень вмешательства  его в экономику и социальную  сферу. Расширялась сфера воздействия государства и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития.

В настоящее время фин. политика развитых капитальных государств находится под воздействием современных  теорий, фактически представляющих собой  конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы  государственного регулирования.

4) В советском государстве  в последующем и во всех  странах социалистической ориентации  фин. политика формировалась под  воздействием теоретических концепций  К. Маркса и В. И. Ленина. Марксистско-ленинкая  теория о сущности и функциях  социалистического государства  предопределяла главный принцип  фин. политики современного государства  – финансовую централизацию.

Финансовая централизация  стала необходимой, так как функции  государства расширились настолько, что основными из них стали  хозяйственно – организаторская  и культурно – воспитательная.

Современное государство  полностью финансировало из бюджета  потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так  как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом  частной формы собственности  к государственной (общенародной).

Финансовая централизация  выражалась и в том, что государство  непосредственно и монопольно стало  регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные  отношения. Таким образом, все стоимостные  элементы системы управления фактически объединились в одну административно  – командную систему управления всем производственным процессом.

Такая фин. политика гарантировала  переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой  для истории человечества системе  общественных отношений, решение социально-экономических  проблем, встающих перед советским  государством на различных этапах его  существования.

При разработке фин. политики принципиальным является то, что в  основе распределения и перераспределения  финансовых ресурсов лежит:

1) выбор субъектов распределительных  отношений, то есть владельцев  и распределителей финансовых  ресурсов;

2) определение степени  централизации финансовых ресурсов  в распоряжении государства в  зависимости от функций государства  и степени самостоятельности  юридических лиц и населения  в удовлетворении своих потребностей;

3) определение первоочередных  общественных потребностей и  меры их удовлетворения и соответственно  приоритетных направлений использования  финансовых ресурсов;

4) выбор источников и  методов формирования финансовых  ресурсов.

Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом её сфера определяется параметрами участия государства  в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на исторических этапах развития общества теоретических  концепций, дифференциация её по элементам  стоимостных отношений зависит  от развитости финансовой системы и  меры самостоятельности, отдельных её звеньев.

Всё большее значение в  конце XX века приобретает международная  финансовая политика. В её основе лежит  управление валютно-финансовыми и  кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных  как с международным разделением  труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с  участием в деятельности международных  организаций, в том числе и  в международных финансовых организациях. Особенно большое значение в настоящее  время приобретает фин. политика таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.

Финансовая политика международных  финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме  предоставления кредитов или в форме  реструктуризации уже изменяющегося  внешнего государственного долга.

 

2. Финансовая политика России в современных условиях

2.1. Содержание  финансовой политики

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке фин. политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать  в рамках этого послания с целью  реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты  законов, необходимых для реализации фин. политики и вносит их в Государственную  Думу для рассмотрения и принятия. Если государственная Дума не принимает  закон или принимает его с  коррективами, искажающими или изменяющими  основное содержание закона, и это  не позволяет исполнительной ветви  власти осуществить фин. политику в  предполагаемом направлении. Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определённости ни в экономической, ни в финансовой политике.

Информация о работе Финансовая политика государства