Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и типы финансовой политики государства…………………..4
1.1. Содержание и сущность финансовой политики……………………………4
1.2. Типы финансовой политики………………………………………………..10
1.3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества…...........10
2. Финансовая политика России в современных условиях….....................14
2.1. Содержание финансовой политики………………………………………..14
2.2. Проблемы прогнозирования…......................................................................15
3. Перспективы изменения ориентиров финансовой политики…............16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

финансовая политика гос.docx

— 51.73 Кб (Скачать документ)

На задворки бюджетной  политики оттеснен весь реальный сектор, преодоление кризиса АПК, формирование бюджетных резервов и гарантий для  отечественных предприятий в  связи с предстоящим вступлением  России в ВТО и угрозами разорения  внешней конкуренцией отечественного товаропроизводителя (кроме ТЭК  и отраслей пищевой промышленности).

В проекте федерального бюджета  свернута инвестиционная функция федерального бюджета во взаимоотношениях с национальной экономикой: на стройки и объекты  производственного и специального комплексов предусмотрено 17,64 млрд. руб. (около 552 млн. долл.), что составляет 0,66% расходов федерального бюджета (расходы  на обслуживание и погашение внешнего долга, предусмотренные в проекте  федерального бюджета в 2004 году, в 36 раз больше инвестиций производственного назначения из федерального бюджета).

Политика директивного ограничения  государственных расходов сочетается с изъятием из оборота дополнительных доходов в виде их замораживания  на счетах Федерального казначейства в качестве финансового резерва, а с 2004 года и механизма стабилизационного  фонда. Данная политика одобряется Международным  валютным фондом, хотя с очевидностью сдерживает и стагнирует экономический  рост. Альтернативной должна стать  политика роста государственных  расходов на отрасли новой экономики  и социальную сферу, на увеличение вложений в «человеческий капитал».

Федеральный бюджет по своим  финансово-экономическим функциям в существенной степени превращён  в механизм изъятия финансовых ресурсов из национальной экономики на содержание государства и финансирование внешнедолговой зависимости (14-18 млрд. долл. ежегодно в 2000-2008 гг.). Общая доля расходов из федерального бюджета на содержание государства  в отношении его властных функций  и обслуживание внешнего государственного долга в 2004 году составит 61,1% непроцентных расходов федерального бюджета, или 53,2% общих расходов (за вычетом трансфертов  Пенсионному фонду РФ). Если же учесть выплаты на погашение внешнего государственного долга, то отвлекаемая из финансирования экономики и социальной сферы  часть бюджетных расходов составляет 1 трлн. 545 млрд. руб., то есть 69,6% расходов годового федерального бюджета на 2004 год (без ЕСН). Такая бюджетная  политика не отвечает потребностям обеспечения  экономического роста и может  рассматриваться как один из важнейших  тормозов развития России.

Внешнедолговая зависимость  России сформировалась в значительной степени не экономическими потребностями  и задачами, а политическими причинами, поэтому её решение не должно рассматриваться  лишь через призму состояния платёжного баланса. Большая часть внешних  займов, в том числе все долги  СССР, не проходили через бюджетную  систему и не были источниками  финансирования бюджетных дефицитов. Либерально-монетаристская политика неправомерно возложила обслуживание и погашение  таких долгов на плечи налогоплательщиков (на федеральный бюджет), ущемляя  интересы регионов, населения и извлекая безвозвратно из деловой сферы огромные ресурсы. Созданный бюжетно-налоговый  механизм резервирования и формирования профицитов бюджета трансформировал источники внутреннего российского фондового рынка, банковского капитала в источники погашения внешнего долга, тем самым в существенной степени снизил возможности фондового рынка и банковского сектора в финансировании российской экономики.

Необходимо отказаться от искусственно формируемых профицитов федерального бюджета, отразить полностью  в бюджете расходы на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. Более того, снять ограничения, накладываемые политикой более  низких темпов роста непроцентных расходов по сравнению с ростом ВВП: темп роста  бюджетных расходов на внутренние цели («непроцентные расходы») должен на 2-3 пункта опережать рост ВВП, как  это происходит в европейских  странах, которые используют политику дефицитного финансирования своих  национальных экономик.

Нелишне также пересмотреть концепцию отказа от финансирования «федеральных мандатов» и перейти  к приоритетному финансированию социальных расходов именно на нужды  своего населения, включить в бюджетные  расходы и «замороженные» социальные обязательства государства, которые  характеризуют не политику популизма, а самые минимальные нужды  населения.

При исследовании путей комплексного и эффективного использования ресурсов целесообразно использовать разнообразные  методы государственного регулирования  всех составных частей финансовой системы, которая охватывает бюджетную и  кредитную систему, финансы предпринимательских  структур в производственной, социальной сферах и внешнеэкономической деятельности.

В составе каждой части  единой финансовой системы страны функционируют  финансовые потоки, имеющие свою специфику, характерные черты, определённые закономерности. Они движутся в строго определённом направлении. Движение финансовых потоков, их величина, направленность, объём  оборота зависят от ряда социально-экономических  факторов – государственного устройства, форм собственности и организационно-хозяйственных  форм предприятий и организаций, их «правового поля» деятельности, степени экономической концентрации хозяйственных структур.

Необходимо комплексное  государственное воздействие на финансовые потоки в производственной сфере, начиная с подготовительно-информационной стадии и кончая заключительно-финансовой стадией, на которой решаются принципиальные вопросы распределения полученной прибыли, в целях поддержки предпринимательской инициативы и обеспечения расширенного воспроизводства.

 

Заключение

Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она  кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все  в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому  курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим  о недостатках инструмента или  механизма, о целях и путях  их достижения, возникающих задачах  и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в  государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало  от разработок в области экономических  категорий. Как специальным предметом  исследования и изучения сегодня  финансовой политикой почти никто  не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области  управления финансами, кредитом и денежным оборотом. Это больше, чем простая  сумма знаний по этим наиважнейшим дисциплинам. Экономист финансист  сегодня сталкивается с системными проблемами в управлении финансами  ведение бизнеса. Последний не может  развиваться без оглядки на государство. Следовательно, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать  гибко.

Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который  структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений  по поводу стратегии организации  финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы  лежит политический курс и порождаемое  им финансовое строительство. Эта фундаментальная  общность финансовой политики в государстве  как политического и экономического процесса управления финансовыми категориями  объединяет финансовую политику любого государства. В финансовой политике всегда имеется субъективный элемент, ее проводят люди. Но она носит всеобщий характер. Для выделения процесса проведения финансовой политики как  предмета изучения с политическим и  экономическим аспектом одновременно объективность не есть единственный критерий. Объективно-субъективная основа финансовой политики существует всегда рядом с другой ее характеристикой.

Финансовая политика, проводимая в государстве национальна. Нет  финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах  не есть финансовые политики одной  страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики  проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию  экономики. Современная эффективная  финансово-кредитная политика базируется на соблюдении фундаментальных основ  организации управления финансами  в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация  практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ  спецкурса по финансовой политике в  реформируемой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Белотелова Н. П., Шуляк  П. Н. Финансы. – М., 2002 год 

Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия –  М., 2002 год

Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы прогнозирования –  М., 2004 год

Живалов В., канд. экон. наук. // Экономист №12, 2002 год

Любимцев Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость изменения  ориентиров // Экономист. - № 1, 2004 год.

Перекрестова Л. В., Романенко  Н. М., Сазонов С. П. Финансы и кредит. Учебное пособие – М., 2003 год 

Сабанти Б. М. Теория финансов – М., 2000 год

Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс. Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004 год

Финансы. Учебник для вузов / Под ред. професс. Врублёвской О. А., професс. Романского М. В., професс. Сабанти  Б. М. – М., 2001 год

Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит – М.: Юрайт, 2004 год

Экономическая теория. Учебник / Под ред. Видяпина В. И., Добрынина  А. И., Журавлёвой Г. П., Л. С. Тарасовича – М., 2003 год

 


Информация о работе Финансовая политика государства