Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание

Цель работы – изучение темы «Особенности современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности» как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к особенностям современной финансовой политики РФ и путям повышения ее эффективности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1. Значение и содержание финансовой политики 4
1.2.Особенности финансовой политики РФ 10
ГЛАВА 2. Организация финансовой политики государства 14
2.1. Содержание финансового механизма и управления финансами 14
2.2. Финансовая политика РФ в период кризиса 2008 года 21
ГЛАВА 3. Типы финансовой политики государства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 43.88 Кб (Скачать документ)
 

2009

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 4

1.1. Значение и содержание финансовой политики 4

1.2.Особенности финансовой политики РФ 10

ГЛАВА 2. Организация финансовой политики государства 14

2.1. Содержание финансового механизма и управления финансами 14

2.2. Финансовая политика РФ в период кризиса 2008 года 21

ГЛАВА 3. Типы финансовой политики государства 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

БИБЛИОГРАФИЯ 52 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика исследования финансовой политики по-прежнему несет актуальный характер.

     Научная значимость данной работы состоит в  оптимизации и упорядочении существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

     С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь и теоретическую, и практическую значимость.

     Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию  на конец 2008 года.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

     Эмпирическую  базу составила практическая информация касательно финансовой политики.

     При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

     Будущие исследования финансовой политики РФ также актуальны в целях постоянного  и обоснованного решения проблемы данной работы.

     Объект работы  - система реализации особенностей современной финансовой политики РФ и путей повышения ее эффективности.

     Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы особенностей современной финансовой политики РФ и путей повышения ее эффективности.

     Цель  работы – изучение темы «Особенности современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности» как с российской, так и с зарубежной точек зрения.

     Поставленная  цель определяет задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические подходы к особенностям современной финансовой политики РФ и путям повышения ее эффективности;
  • выявить основную проблему особенностей современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности в современных условиях;
  • показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения;
  • обозначить тенденции развития тематики исследования.

      Поставленные  задачи анализа предопределили структуру  курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографии.

     Результаты  исследования могут быть применены  на практике. 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Значение и содержание финансовой политики

 

      Политическая  деятельность государства проявляется  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия  «финансовая политика». Так, ряд  авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается  как определенная деятельность государственных  органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

      Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими  в обществе представлениями о  роли государства в развитии народного  хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических  условий жизнедеятельности населения  и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными [26, с. 387].

      По  мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность  финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим  успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может  дать наилучшие результаты и в  отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и  умножая источники государственных  доходов» [21, с. 138].

      Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

      Большое влияние на финансовую политику оказывает  финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов, успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов. Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с 1 стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

      Содержание финансовой политики определяется:

      - соответствующей  теоретической  базой и разработанной на ее  основе концепций,  регулирующей  роли государства в области  финансов.

      - разработкой основных направлений   и целей в достижении макроэкономических  показателей, обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства  на текущий период  и перспективу.

      - осуществлением практических мер  по реализации этих целей всей  совокупностью финансовых инструментов  и государственных институтов  [20, с. 256].

      Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

      Содержание  финансовой политики - достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

  • разработку общей концепции; финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

      Итак, можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики.

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

      Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта [22, с. 319].

      В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

      Несмотря  на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее [23, с. 529].

      Любая финансовая политика в первую очередь  предполагает решение фискальных задач  государства, которые связаны с  балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой  все расходы государства покрываются  за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности  в осуществлении расходов более  динамичны и, как правило, превышают  возможности по сбору доходов. Поэтому  государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов и  увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с  точки зрения его практического  осуществления.

      Особенно  труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту  налогового бремени плательщиков и  противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов [21, с. 140].

      Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования  экономических процессов. Государство  располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

      В настоящее время регулирование  является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно  используется для достижения целей  экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения [25, с. 502].

Информация о работе Финансовая политика государства