Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание

Цель работы – изучение темы «Особенности современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности» как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
рассмотреть теоретические подходы к особенностям современной финансовой политики РФ и путям повышения ее эффективности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1. Значение и содержание финансовой политики 4
1.2.Особенности финансовой политики РФ 10
ГЛАВА 2. Организация финансовой политики государства 14
2.1. Содержание финансового механизма и управления финансами 14
2.2. Финансовая политика РФ в период кризиса 2008 года 21
ГЛАВА 3. Типы финансовой политики государства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 43.88 Кб (Скачать документ)

      Важной  составной частью финансовой политики является установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов.

      Финансовый  механизм представляет собой систему  установленных государством форм, видов  и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система  законодательных норм и нормативов, которые используются при определении  доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка  ценных бумаг [23, с. 532].

      Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может  быть организовано государством по-разному.

      Финансовый  механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в  конкретном сегменте финансов, не затрагивающем  прямо интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма  характерна для организации  внутрихозяйственных  финансовых отношений  на частных предприятиях. 1.2. Принципы и задачи современной финансовой политики РФ

 

      В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов  управления. Поэтому под государственной  финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области  финансов, проводимых в целях мобилизации  финансовых ресурсов, их распределения  и использования для осуществления  своих функций и задач.

      К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

  • Правительство РФ, обеспечивающее проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • Министерство финансов РФ, осуществляющее выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы;
  • Министерство экономического развития и торговли РФ, вырабатывающее государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций;
  • Министерство иностранных дел РФ, участвующее в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
  • Федеральное казначейство, совместно с Центральным банком РФ принимающее участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики.

      Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции  отдельных органов власти в бюджетном  процессе и законотворчестве.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В Бюджетном  послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная  политика РФ на очередной финансовый год.

      Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов  от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

      Налоговая политика представляет собой систему  мероприятий государства в области  налогов. Финансовая наука четко  определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые  в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.

      Современная налоговая политика в России связана  с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов.

      Налоговую реформу намечено проводить по следующим  трем направлениям:

  • совершенствование налогового законодательства;
  • установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;
  • совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.

      В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную  роль. Осуществляется оно в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных  предприятий, жилья, ликвидацию последствий  стихийных бедствий и другие аналогичные  цели. В рыночной экономике страхование  освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении  страховых случаев, является одним  из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

      Страховая политика Российской Федерации направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства  и предусматривает реализацию следующих  задач:

  • формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
  • развитие обязательного и добровольного видов страхования;
  • создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
  • стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
  • поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

      Валютная  политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере  валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты. По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику.

      Текущая валютная политика направлена на оперативное  регулирование валютно-рыночной конъюнктуры  с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и  т.д.

      Долговременная  валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению  валютного механизма с помощью  межгосударственных переговоров и  соглашений, а также валютных реформ.

      Валютная  политика осуществляется главным образом  в двух формах: учетной политики и девизной политики.

      Учетная политика в сфере международных  валютных отношений направлена на регулирование  валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Девизная политика направлена на регулирование валютного курса  покупкой и продажей иностранной  валюты.

      В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и  стабильности внутреннего валютного  рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и  международного экономического сотрудничества.

      Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России осуществляют специальные органы, к которым  относятся Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный  банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам  исполнительной власти).

      Политика  в сфере государственного долга  направлена на укрепление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение  гарантированного выхода на международные  финансовые рынки на благоприятных  условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры  долга, позитивное влияние на макроэкономику.

      Наряду  с государственной политикой  существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного  предприятия индивидуальны, так  как существуют различные интересы в вопросах формирования и использования  прибыли, выплаты дивидендов, регулирования  издержек производства, увеличения имущества  и объемов выручки от реализации. 

 

    3. Типы финансовой политики государства.  

    Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

    Анализ  применявшейся различными государствами  финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа: 
1. Классическая  
2. Регулирующая  
3. Неоклассическая  
4. Планово-директивная

 
3.
1. Классическая финансовая политика

     
       До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. 
        Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

 
3.
2. Регулирующая финансовая политика

     
        Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

    Основными инструментами вмешательства в  экономику становятся государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос. Поэтому государственные  расходы обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального  дохода и способствуют ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест.

    Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог  обеспечивает изъятие у экономических  субъектов доходов, используемых в  виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов. Большое  внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает  применение долгосрочных и среднесрочных  займов. Рынок ссудных капиталов  становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета  используется для регулирования  экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.1  

3.3. Неоконсервативная стратегия 

    В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Информация о работе Финансовая политика государства