Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 14:52, курсовая работа
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Глава 1. Финансовая политика государства.
1.1. Содержание и значение финансовой политики........................................4
1.2. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой
политики.....................................................................................................9
1.3. Финансовая политика государства на современном этапе....................11
1.4. Мировые концепции финансовой политики.............................................13
Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового кризиса.
2.1. Россия в условиях мирового финансового кризиса...............................................................................................................18
2.2. Последствия финансового кризиса на бюджетную и налоговую политику.............................................................................................................19
2.3.Региональная финансовая политика…………………………………………23
2.3.1. Государственные финансы и региональное развитие.....................26
2.3.2. Направления реформы региональных финансов.............................29
2.4. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса..................32
2.5 Финансовая политика предприятия…………………………………………..37
2.5.1. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса………37
Заключение.................................................................................................................39
Список использованной литературы.....................................................................40
Введение......................
Глава 1. Финансовая политика государства.
1.1. Содержание и значение
финансовой политики......................
1.2. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой
политики......................
1.3. Финансовая политика государства на современном этапе....................11
1.4. Мировые концепции
финансовой политики......................
Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового кризиса.
2.1. Россия в условиях
мирового финансового кризиса.......................
2.2. Последствия финансового
кризиса на бюджетную и налоговую
политику......................
2.3.Региональная финансовая политика…………………………………………23
2.3.1. Государственные
финансы и региональное развитие.....................2
2.3.2. Направления реформы
региональных финансов......................
2.4. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса..................32
2.5 Финансовая политика
предприятия…………………………………………..3
2.5.1. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса………37
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Россия переживает сейчас трудности, как в экономической, так и в социальной и политической сферах. Сложность ситуации обуславливает мировой экономический кризис, а так же трудности прошлых лет (кризисы 1991 года, 1998 года).
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России
При написании работы я опиралась на правовые источники, использовала научную, учебную литературу, так же современные периодические издания.
Глава 1. Финансовая политика государства.
1.1. Содержание и значение финансовой политики.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
1. выработку
научно-обоснованных концепций развития
финансов.
Они формируются на основе изучения требований
экономических законов, всестороннего
анализа состояния развития хозяйства,
перспектив развития производительных
сил и производственных отношений, потребностей
населения;
2. определение
основных направлений использования финансов
на перспективу и текущий период; при этом
исходят из путей достижения поставленных
целей, предусмотренных экономической
политикой, учитываются международные
факторы, возможности роста финансовых
ресурсов;
3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой политики
взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные
возможности для решения тактических
задач. Тактика, выявляя решающие участки
и узловые проблемы развития экономики
и социальной сферы, путем своевременного
изменения способов, форм организации
финансовых связей, позволяет в более
сжатые сроки с наименьшими потерями и
затратами решать задачи, намечаемые финансовой
стратегией.
Финансовая политика как
специфическая область человеческой деятельности
относится к категориям надстройки. Между
нею и экономическим базисом общества
существует тесная взаимосвязь. С одной
стороны, финансовая политика порождается
экономическими отношениями; общество
не свободно в выработке и проведении
политики; последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая и развиваясь
на основе экономического базиса, финансовая
политика обладает определенной самостоятельностью;
у нее специфические законы и логика развития.
В силу этого она оказывает обратное влияние
на экономику, состояние финансов. Это
влияние может быть различно: в одних случаях
посредством проведения политических
мероприятий создаются благоприятные
условия для развития экономики, в других
- оно тормозится.
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что общественный прогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на экономическую и духовную жизнь общества. Достигнутые масштабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народного хозяйства и регионов; все большее значение в этой связи приобретает государственное финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования.
Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру.
В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.
Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.
Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, предполагают ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Например, история развития нашего государства свидетельствует, что в противовес требованиям хозяйственной самостоятельности на протяжении многих десятилетий у предприятий и хозяйственных организаций изымалась в бюджет большая доля финансовых ресурсов. При этом применялся раскладочный способ определения обязательств по прибыли (вышестоящая организация устанавливала каждому подведомственному предприятию сумму платежа), не позволявший предприятиям иметь устойчивую финансовую базу развития. В результате была подорвана инициатива, заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности производства, росте накоплений. Коллективизация (нередко насильственная), постоянное игнорирование требований закона стоимости (выразившееся в систематическом изъятии на протяжении почти четырех десятилетий денежных накоплений из аграрного сектора экономики, осуществляемом через цены, налоги, страховые платежи) привели к затяжному кризису в этой области, разрушению у крестьянина чувства хозяина.
Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.
Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.
При выработке финансовой политики следует
исходить из конкретных исторических
условий. Они должны учитывать специфику
каждого этапа развития общества, особенности
как внутренней, так и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые
возможности государства. Прямая зависимость
намеченных и осуществленных расходов
от объема финансовых ресурсов является
свидетельством элементарного финансового
благоразумия и должна поддерживаться
на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение
этого важнейшего требования приводит
к появлению и увеличению дефицита бюджета,
государственного долга, инфляционным
процессам.
Учет особенностей момента
предполагает также тщательное изучение
опыта предшествующего хозяйственного
и финансового строительства, новых тенденций
и прогрессивных явлений, мирового опыта.
Своевременное изменение финансовой политики
на основе учета особенностей текущего
момента, назревших потребностей экономического
развития дает возможность в более короткий
срок и с меньшими издержками решить стоящие
перед страной задачи.