Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Содержание

Глава 1. Финансовая политика государства.

1.1. Содержание и значение финансовой политики........................................4

1.2. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой
политики.....................................................................................................9

1.3. Финансовая политика государства на современном этапе....................11

1.4. Мировые концепции финансовой политики.............................................13



Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового кризиса.

2.1. Россия в условиях мирового финансового кризиса...............................................................................................................18

2.2. Последствия финансового кризиса на бюджетную и налоговую политику.............................................................................................................19

2.3.Региональная финансовая политика…………………………………………23

2.3.1. Государственные финансы и региональное развитие.....................26
2.3.2. Направления реформы региональных финансов.............................29

2.4. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса..................32

2.5 Финансовая политика предприятия…………………………………………..37

2.5.1. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса………37

Заключение.................................................................................................................39



Список использованной литературы.....................................................................40

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика государства.rtf

— 384.64 Кб (Скачать документ)

Кризис ликвидности стал причиной экстренной разработки государством путей оказания компаниям финансовой помощи. В октябре 2008 г., по оценкам Банка России, чистый отток капитала из страны составил 51 млрд. дол. Отток капитала привел к значительному инвестиционному спаду, поскольку в первую очередь стали выводится средства из инвестиционных проектов.

Прирост инвестиций в Россию в 2009 г. может сократиться в 2 - 2,5 раза по сравнению с 2007 г., (прирост составлял 21%) и на 10% по сравнению с прошлым годом.

3. Резкое снижение цен на нефть, предстоящее сокращение цен на природный газ, снижение цен на металлы (примерно на 1/3) и на другие виды сырья, полуфабрикатов и материалов. Все это в общей сложности составляет около 85% всего экспорта России: нефть и нефтепродукты около 40%, природный газ - около 20%, металлы - около 15%, остальное (уголь, зерновые, удобрения, лесоматериалы, урановое сырье, необработанные алмазы и др.) - более 10%.

Снижение цен на нефть и другие экспортные товары может вызвать дефицит государственного бюджета России в 2009 г., в размере 4,4 трлн. руб. что составляет 6,1% ВВП (вместо запланированного первоначально профицита в 1,9 трлн. руб.).

Таким образом, из-за снижения цен на нефть и другие экспортные товары сокращение экспортной выручки в России составит 100 млрд. долл. вместо ее прироста на 50-100 и более миллиардов в предшествующие годы. Если учесть отток капитала в размере 100 млрд. дол. вместо его чистого притока в 2007 г. в размере 82 млрд. долл., а также сокращение величины профицита бюджета на 100 млрд. долл., величина валютного платежного баланса становится отрицательной.

Сокращение международного спроса на экспортную продукцию России, усугубленное кризисом платежей, привело к сокращению промышленного производства в России на 8,7% в ноябре 2008 г., в том числе выплавки стали - на 30%, а добычи железной руды - на 65%. Абсолютно стали сокращаться инвестиции и объем жилищного строительства, а также производство автомобилей, электродвигателей и др.

Рост курса доллара, связанный с большим спросом на доллары из-за вывода инвесторами, прежде всего, транснациональными финансовыми организациями и банками, своих активов из многих стран и переводом их в долларовые активы, а также с увеличивающимися накоплениями резервной валюты, каковой является доллар.

Такое укрепление доллара для России скорее имеет позитивное значение, стимулируя российский экспорт и увеличивая выгодность импортозамещения, вследствие удорожания импортируемых к нам товаров. Но, с другой стороны, это обесценило часть международных (золотовалютных) резервов страны.

Вместе с оценкой в долларовом выражении международных резервов в части евро и фунтов стерлингов, их расходования для антикризисных мер общий объем золотовалютных резервов страны, достигнув уровня в 597 млрд. долл., затем к началу декабря сократился до 453 млрд., или более чем на 140 млрд. дол.

Отдельные кризисные явления в России реализовались более остро, чем в США, крупных европейских странах и Китае.

Сокращение ликвидности в России, в том числе у банков, оказалось больше, чем в других странах. Банковская система России значительно меньше банковских систем других стран: доля активов отечественных банков в ВВП, составляет около 60%, в то время как в США около 90%, а в странах Европы - от 200% до 300%. При этом Россия тратит относительно больше средств на антикризисную программу помощи банкам, чем западные страны (около 5 трлн. рублей или более 10% от объема ВВП)

Снижение налога на прибыль, трехкратное сокращение налога на малый бизнес, дополнительное финансирование Агентства по страхованию вкладов совместно с 11 млрд. дол., выделенных РАО «Газпром» и крупным нефтяным компаниям, введение дополнительных льгот по ипотечным кредитам, повышение пособий по безработице, выплаты «материнского капитала» и др. средства, направленные на антикризисную программу, превысили 7 трлн. руб., или более 15% ВВП.

Для сравнения - сумма средств на реализацию антикризисных мер, выделенных Конгрессом США, составляет только 703 млрд. долл., немногим более 5% ВВП. Готовится новый пакет антикризисных мер, который оценивается в сумме до 1 трлн. долл. (12% ВВП).

Нынешний кризис, как и кризис 1998 г. будет носить волновой характер и в настоящее время экономика переживает первую волну. Вторая волна финансового кризиса, может иметь место, когда организации перейдут в стадию глубокой рецессии, и часть из них, потеряв ликвидность и платежеспособность, не сможет возвратить взятые ранее кредиты. Это, в свою очередь, поставит в тяжелое положение банки и финансовые организации.

Главной опасностью для стабилизации экономики страны представляется сохранении в России высокой инфляции.

Кризис может способствовать подавлению инфляции, поскольку, во-первых, существенно снизились цены на топливо, сырье и материалы, во-вторых, перестала повышаться опережающими темпами зарплата, в-третьих, сократились темпы прироста кредитных обязательств, вчетвертых, уменьшится прирост расходов бюджета, особенно в России, где за 2005-2008 гг. в среднем расходы бюджета росли в номинальном выражении на 35% в год, что и стало важной причиной сверхвысокой инфляции.

При двузначной инфляции в 2009-2010 гг., в стране может возникнуть стагфляция, и выход из кризиса будет весьма затруднен

Не негативно скажется на благосостоянии граждан: сохранятся высокие процентные ставки за кредит; реальный сектор, будучи недофинансированным, не сможет вступить в фазу оживления и подъема. Вследствие этого не сможет развиваться потребительское кредитование, и жилищное строительство, автомобилестроение, т.е. отрасли - локомотивы выхода из кризиса - не смогут нарастить темпы. Высокие проценты не будут стимулировать инвестиционные вложения в будущее. В результате - депрессия и стагфляция продолжатся, экономика перейдет в вялотекущую фазу. Следовательно, наиболее важной задачей в настоящий момент является подавление инфляции.

В этой связи представляется необходимым:

Активизация деятельности антимонопольного ведомства и апелляция к антимонопольному законодательству, на основании которого провести расследования и установить причины высоких цен в условиях сокращения издержек.

Увеличить сроки предоставления государством кредитов на поддержание промышленности до 2-3 лет с одновременным усилением контроля за целевым использованием средств как со стороны государства (контроль за коммерческими банками), так и со стороны банков (контроль за компаниями-заемщиками)

Бюджетная политика, направленная на антикризисные меры должна содержать, по нашему мнению, два главных момента:

-         нацеленность антикризисных мер на формирование условий для дальнейшего развития и для преодоления кризиса, а не для выживания слабых предприятий во время кризиса;

-         значительную часть антикризисных средств необходимо предоставлять людям в виде разных временных льгот, чтобы возобновить потребительское кредитование.

-         вслед за снижением налога на прибыль организаций, необходимо снизить налог на добавленную стоимость, что будет стимулировать выпуск продукции с большой долей добавленной стоимости. В России высокий размер НДС дестимулирует производство такой продукции, и для страны важно кардинально решить вопрос о стимулировании диверсификации производства и в последствии перейти, по примеру США, к прямому налогу с продаж вместо НДС.

-         представляется ошибочным решение о повышении с 2010 г. в крайне сложное для экономики России время единого социального налога на пенсионные цели. Мы полагаем более эффективным переход к накопительной системе пенсий, принятой почти во всех развитых странах мира. Накопительная система, как показывает опыт развитых стран, формирует мощный фонд долгосрочных финансовых ресурсов - источником инвестиций, необходимых народному хозяйству.

Отсутствие долгосрочных финансовых ресурсов на финансовом рынке стало причиной быстрой потери ликвидности и платежеспособности организаций и банков. Долгосрочные финансовые ресурсы могут аккумулироваться в социальных внебюджетных фондах, на что обращено внимание ранее, страховых компаниях, паевых инвестиционных фондах.

Развивая налоговую политику в целях снижения последствия кризиса, необходимо предоставлять льготы по налогообложению для ПИФов и сформировать систему государственной защиты населения от возможного мошенничества в таких фондах, что позволит повысить вложения в них средств граждан и активизирует в итоге фондовый рынок и инвестиционную активность.

 

2.3. Региональная финансовая политика

 

Финансы субъектов РФ -- одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.       Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики.     Основными целями региональной финансовой политики являются:

* обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;

* обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;

* выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;

* приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

* становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Главная цель региональной финансовой политики -- стабилизация производства и обеспечение экономического роста.       Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур. Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:

1) финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;

2) обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;

3) привлечение инвестиций регионов РФ и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;

4) обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.         Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.   Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.    Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются:

* участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

* размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

* финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

* создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

* финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.      

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;

2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

4) сбалансированность бюджетов всех уровней;

5) право -- в пределах собственных финансовых ресурсов -- самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий -- минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.  Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах. Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:

Информация о работе Финансовая политика государства