Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 14:52, курсовая работа
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Глава 1. Финансовая политика государства.
1.1. Содержание и значение финансовой политики........................................4
1.2. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой
политики.....................................................................................................9
1.3. Финансовая политика государства на современном этапе....................11
1.4. Мировые концепции финансовой политики.............................................13
Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового кризиса.
2.1. Россия в условиях мирового финансового кризиса...............................................................................................................18
2.2. Последствия финансового кризиса на бюджетную и налоговую политику.............................................................................................................19
2.3.Региональная финансовая политика…………………………………………23
2.3.1. Государственные финансы и региональное развитие.....................26
2.3.2. Направления реформы региональных финансов.............................29
2.4. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса..................32
2.5 Финансовая политика предприятия…………………………………………..37
2.5.1. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса………37
Заключение.................................................................................................................39
Список использованной литературы.....................................................................40
Целесообразно разработать
и предложить к внедрению механизм прямого
формирования федерального фонда финансовой
поддержки регионов за счет непосредственной
аккумуляции в нем налогов, выплачиваемых
компаниями, ведущими свою деятельность
во всех или в большинстве субъектов Федерации,
и прежде всего естественными монополиями
(РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром",
МПС, "Транснефть", "Росуголь",
"Связьинвест", "Ростелеком"),
а также основными нефтяными и иными сырьевыми
корпорациями, поскольку природная рента,
получаемая данными компаниями, принадлежит
собственнику источника ренты, то есть
стране в целом. Это позволило бы решить
и финансово-экономические проблемы (стабилизировать
и увеличить объем средств, распределяемых
через систему трансфертов для выравнивания
уровня социально-экономического развития
регионов и обеспечения реализации системы
минимальных федеральных стандартов),
и политические проблемы, сняв некорректную
в политико-экономическом смысле формулу
"регионы-доноры", поскольку в действительности
бюджетными донорами являются как раз
и не регионы, а работающие или зарегистрированные
на их территории предприятия.
С проблемой бюджетного
перераспределения тесно связана и проблема
закрепления за территориями налоговых
источников. Следует несколько изменить
направленность финансовых потоков - от
субъектов Федерации в сторону муниципальных
образований. Ведь на местном уровне сконцентрирован
основной объем реальных социальных обязательств
государства. Большая часть бюджетных
расходов на образование, здравоохранение,
социальную поддержку, жилищно-коммунальное
хозяйство финансируется из бюджетов
муниципальных образований (их расходы
на ЖКХ, здравоохранение и социальную
поддержку почти в 2 раза, а на образование
- почти в 4 раза выше, чем расходы бюджетов
субъектов Федерации). А на уровне субъектов
Федерации в ряде случаев сконцентрированы
иррациональные расходы, в частности,
львиная доля дотаций неэффективным предприятиям
промышленности, сельского хозяйства
и транспорта (почти в 3 раза больше, чем
в местных бюджетах), то есть те расходы,
эффективность которых труднее всего
оценить и обслуживание которых привлекает
наибольшее число различных финансовых
посредников.
И, конечно, необходимо перейти
к системе долгосрочных нормативов закрепления
за территориями налоговых доходов, а
также критериев распределения фондов
финансовой поддержки. Обеспечение условий
для возобновления экономического роста
требует проведения среднесрочной инвестиционной
стратегии, которая невозможна без обеспечения
стабильности налоговых и межбюджетных
нормативов.
2.4 Финансовая политика государства в условиях кризиса
В настоящее время практически каждая страна, независимо от степени интеграции экономики в мировую финансовую систему, переживает кризис разной глубины и специфики. В силу различий в исходных условиях и уровне развития государств, не существует универсальных рецептов по преодолению кризиса.
С целью минимизации последствий разбалансировки мировых финансово-экономических связей на государственном уровне принимаются различные антикризисные меры, направленные на стабилизацию финансового, реального, государственного секторов экономики и сокращение сроков выхода на докризисные параметры.
Обзор финансовых механизмов, применяемых сопредельными государствами, исследование их сильных и слабых сторон, позволяет выработать уникальный способ выхода из кризиса с учётом возможностей отечественной экономики. Финансовая политика любого государства должна быть нацелена на построение такого финансового механизма, который позволяет с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на перспективу.
В условиях кризиса задача финансовой политики состоит в максимальном сокращении сроков перехода от спада к оживлению активности путём задействования всех составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики. Первоначальная реакция государств на кризис была довольно хаотичной - правительства развитых стран стремились затормозить его распространение. Принимались различные исключительные меры: прямое вливание ликвидности, предоставление гарантий по займам, выкуп акций банков и ипотечных обязательств, инвестиции в инфраструктуру и обеспечение прочих потребностей финансового рынка. В некоторых случаях - обращение к внешним займам для выхода из кризиса.
Основное внимание уделялось решению двух групп проблем: во-первых, недопущение коллапса кредитной системы; во-вторых, предотвращение глубокого спада производства. Среди важнейших мер можно также отметить: увеличение гарантий по банковским вкладам физических лиц, выкуп части банков государством, снижение ставок рефинансирования, принятие «планов стимулирования» (бюджетных вливаний для поддержки спроса в реальном секторе). Одновременно правительства многих стран пошли на снижение курса национальных валют по отношению к американскому доллару, что должно было помочь сохранить международные резервы, а также стать дополнительным фактором стимулирования внутреннего производства.
Фактически, мировой кризис начали отсчитывать с ипотечного кризиса в США, сопровождавшегося обострением взаимного недоверия между финансовым и реальным секторами экономики, что, в конечном итоге, закончилось кризисом кредитного рынка. Влияние Америки на международной арене, зависимость мировой экономики от проблем американской финансовой системы, явившихся источником разбалансировки международных финансово-экономических связей, определяют существенную роль США в скорейшем выходе из кризиса. Поэтому пристальное внимание уделяется антикризисным мероприятиям, принимаемым данной страной. Мощные финансовые вливания, которые осуществляют США, могут предотвратить ухудшение экономической ситуации.
Вместе с тем, следует учитывать особенности и преимущества денежных властей США, в руках которых находится печатный станок по производству мировой резервной валюты, и этот статус доллара, хотя и был несколько поколеблен нынешним финансовым кризисом, никем всерьёз не ставится под сомнение. Более того, большинство стран мира, хранящих свои резервы именно в долларах, заинтересованы в поддержании его относительной стабильности. Именно в силу особого статуса доллара фирмы и домохозяйства США не имеют альтернативных инструментов для хеджирования валютных рисков, поэтому бегство от национальной валюты исключено. Вот почему, несмотря на бюджетно-денежную экспансию, скорость обращения денег в США не только не увеличивается, как это бывает в других странах, а по некоторым параметрам даже замедляется.
Совершенно другой будет реакция на финансовую экспансию в большинстве развивающихся стран. Там, где отсутствует длительная «кредитная история» национальной валюты, а сама она, естественно, не является резервной, подобная политика с высокой вероятностью обернётся бегством от национальной денежной единицы, ростом скорости обращения денег и инфляцией. А на фоне мировой рецессии такой вариант будет неизбежно означать стагфляцию.
Российская Федерация
Как следует из доклада о социально-экономическом развитии РФ за I полугодие 2009 года, негативное влияние мирового экономического кризиса на российскую экономику не ослабевает. Так, за первые шесть месяцев текущего года ВВП снизился на 10,1% против соответствующего показателя 2008 года, промышленное производство сократилось на 14,8%, инвестиции в основной капитал - на 18,2%. Вместе с тем, показатели июня-июля позволяют ряду аналитиков прогнозировать снижение темпов падения экономики во второй половине текущего года на фоне оживления экономической активности, связанной с ростом кредитования. Однако, по мнению экспертов, при низкой экономической активности за рубежом меры, направленные на стимулирование банковского кредитования, вряд ли будут эффективными, поскольку не улучшат внешний спрос на российскую промышленную продукцию.
Среди основных источников кризиса в России называются падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платёжного баланса и усиление зависимости страны от притока иностранных инвестиций, нарастающая внешняя корпоративная задолженность и низкая вероятность погашения долгов без помощи государства. В целом Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой. В острой фазе кризиса крупнейшие финансовые группы оказались в полной зависимости от государства, поскольку увязли в краткосрочном заимствовании за рубежом под залог своих быстро падавших в цене акций.
Неоднозначная валютная политика заморозила активность кредитных институтов. В ожидании снижения валютного курса банки были не склонны давать рублёвые кредиты, а ссуды в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заёмщики. Были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. С одной стороны, это должно было способствовать поддержанию производственной активности. С другой стороны, сохранение устойчивости банковской системы непосредственно связано и с задачей обеспечения социально-политической стабильности в стране. В целях укрепления доверия населения к финансовым институтам, максимальный размер компенсации по банковским вкладам был увеличен с 400 до700 тыс. рублей.
Правительство предложило широкий набор стимулов для развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства системообразующих предприятий. К этим мерам нельзя отнестись однозначно.
Существуют серьёзные сомнения ряда аналитиков в эффективности мер прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечном счёте, - в неэффективности многих производственных секторов. Обильные финансовые вливания не решат проблем повышения эффективности, структурного обновления экономики, а без этого выход из кризиса будет только затягиваться. Вместе с тем текущие социальные проблемы могут временно ослабнуть.
В рамках антикризисных мер в 2008 году в оперативном порядке был внесён целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, включая снижение ставок.
В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько налоговое стимулирование экономики способно создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с их помощью (то есть снижать налоги для всей экономики или отдельных её секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, аналоговая нагрузка, выступающая источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной. Нельзя сказать, что налоговые антикризисные меры получили широкое распространение в международной практике противодействия кризису. По-видимому, пока просто нет чёткого представления о том, что может быть наиболее эффективным, поэтому разные страны апробируют различные механизмы.
Приоритетами Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.
Вместе с тем, специалисты отмечают ряд негативных моментов, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочной политики. Так, рост производительности труда в экономике России длительное время устойчиво отставал от роста денежных доходов населения (согласно оценкам, за последние четыре года первый показатель составил 1,3 раза, тогда как второй - 2,3), что вносило весомый вклад в подстёгивание инфляции. Опыт выведения экономики из кризиса 1998 года свидетельствует, что необоснованное повышение денежных доходов населения смогло только резко увеличить спрос на импорт, но не способствовало развитию отечественных производителей. Таким образом, мероприятия по увеличению внутреннего спроса не могут являться приоритетными в сравнении с другими направлениями антикризисной политики, а должны входить в комплекс необходимых мероприятий.
Стратегическая задача, стоящая перед Россией и её правительством в нынешней кризисной ситуации, - создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки
2.5 Финансовая политика предприятия
Финансовая политика предприятия регулирует реализацию финансовой философии и стратегических целей, учитывая наиболее важные аспекты финансовой деятельности. Финансовая политика разрабатывается как на весь стратегический период, так и на конкретный момент времени. Следует учитывать, что финансовая политика подлежит изменению под воздействием внешней среды, но при этом она должна обеспечивать достижение главной стратегической цели.
Построение финансовой политики носит многоуровневый характер, опираясь на объемы финансовой деятельности предприятия. Внешняя политика разрабатывается по сегментам сфер, а внутренняя по видам деятельности. Обычно выделяют три типа финансовой политики: