Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:34, контрольная работа

Описание

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся:
формы финансовых ресурсов (фондовая и нефондовая);
методы формирования финансовых ресурсов;
система законодательных норм, используемых при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий, рынка ценных бумаг.

Содержание

1.Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи. -----------------------3
2.Изменение финансовой политики на различных этапах развития экономики страны.----------------------------------------------------------------------------------------5
3.Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
-----------------9

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.docx

— 36.47 Кб (Скачать документ)

    Содержание:

    1.Понятие  финансовой политики. Ее цели  и задачи. -----------------------3

    2.Изменение  финансовой политики на различных  этапах развития экономики страны.----------------------------------------------------------------------------------------5

    3.Анализ  финансовой политики Российской  Федерации на современном этапе.

                                                                                                 -----------------9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи.

    Финансовая  политика складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства: в области налогообложения (фискальная политика) и в области регулирования  бюджета (бюджетная политика).

    Важной  составной частью финансовой политики является установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма  относятся:

    формы финансовых ресурсов (фондовая и нефондовая);

    методы  формирования финансовых ресурсов;

    система законодательных норм, используемых при определении доходов и  расходов государства, организации  бюджетной системы, финансов предприятий, рынка ценных бумаг.

    Финансовый  механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны.

    Выделяют  следующие типы финансового механизма:

    директивный финансовый механизм, предназначенный  для организации финансовых отношений, в которых непосредственно участвует  государство (включает следующие элементы: налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование);

    регулирующий  финансовый механизм, предназначенный  для организации финансовых отношений, не затрагивающих прямо интересы государства (включает следующие элементы: порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии  после уплаты налогов; формы и  виды денежных фондов предприятий и  направления их использования).

    Таким образом, основными задачами финансовой политики, а следовательно, и управления финансами, являются:

    обеспечение условий для формирования максимально  возможного объема финансовых ресурсов;

    установление  рационального с точки зрения государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

    организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    выработка финансового механизма и его  развитие в соответствии с изменяющимися  целями и задачами.

    И наконец, неотъемлемым способом влияния  государства на финансовую систему  является финансовый контроль, т.е. контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также  специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических  субъектов с применением особых методов. Финансовый контроль включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, а также оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

    В соответствии с финансовой политикой  определяется объем распределения  и перераспределения национального  дохода через финансовую систему  и отдельные ее звенья. При этом государство проводит работу в трех направлениях: образование, распределение  и использование централизованных и децентрализованных фондов средств. Такая деятельность государства  и его органов получила название финансовой деятельности. 
 
 
 

2. Изменение финансовой политики на различных этапах развития экономики страны

    Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

    Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

    1.Классическая финансовая политика.

    До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

    Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

    2. Регулирующая финансовая политика.

    Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

    Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

    Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

    3. Неоконсервативная стратегия.

    В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

    Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

    Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

    4. Планово - директивная финансовая политика.

    Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

    Управление  финансами осуществляется из единого  центра - Министерства финансов, которое  занимается всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов  в области финансов не существовало.

    Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она  показала свою достаточно высокую эффективность  в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для  финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. 
 
 
 
 
 

    3. Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе

    В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов  управления. Поэтому под государственной  финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области  финансов, проводимых в целях мобилизации  финансовых ресурсов, их распределения  и использования для осуществления  своих функций и задач.

    К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

    - Правительство РФ обеспечивает  проведение в России единой  финансовой, кредитной и денежной  политики;

    - Министерство финансов РФ осуществляет  выработку единой государственной  финансовой, кредитной, денежной  политики в области государственной  службы и судебной системы;

    -  Министерство экономического развития  и торговли РФ вырабатывает  государственную политику в сфере  финансового оздоровления организаций;

     - Министерство иностранных дел  РФ участвует в разработке  и реализации государственной  политики в области расширения  финансовых связей РФ с иностранными  государствами и международными  организациями;

    - Федеральное казначейство совместно  с Центральным банком принимают  участие в разработке и реализации  согласованной кредитно-денежной  политики.

Информация о работе Финансовая политика государства