Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа
Объект исследования: Министерство Финансов Российской Федерации.
Предмет исследования: реформирование финансовой политики в России.
Целью исследования: определение путей, необходимых для преобразования финансовой политики Российской Федерации.
Введение 3
1.Значение и содержание финансовой политики 6
1.1.Сущность и содержание финансовой политики 6
1.2.Основные направление и виды финансовой политики 11
1.3.Цели финансовой политики и механизмы ее реализации 20
Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы 27
2.1.Анализ современной финансовой политики Российской Федерации 27
2.3.Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии 45
Заключение 48
Литература 51
Приложение
Содержание.
Введение
1.Значение
и содержание финансовой политики
2.1.Анализ современной финансовой политики Российской Федерации 27
2.3.Перспективы
финансовой политики
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время Россия переживает большие трудности в сфере экономики и финансов. Необходимость осуществление полноценных экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
История показала всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации.
Сейчас важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Для осуществления задач финансовой политикой необходимо четко понимать ее сущности, целей и механизма реализации, а также элементов, ее составляющих. Особый интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. [19]
На выбор автором темы данной работы оказала влияние сложившаяся в настоящее время неоднозначная ситуация с финансовой политикой в Российской Федерации, особенно в некоторых ее регионах.
Объект исследования: Министерство Финансов Российской Федерации.
Предмет исследования: реформирование финансовой политики в России.
Целью
исследования: определение путей, необходимых
для преобразования финансовой политики
Российской Федерации.
1.СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1.Сущность и содержание финансовой политики.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов [32].
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков
Таким образом, финансовая политика - совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), так как и они обладают определенными законодательными правами.
В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. В настоящее время государство может диктовать цены только на
естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы - только на уровне ЦБ (раньше вся кредитная сфера контролировалась государством). [22]
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При проведении финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Стратегия - долговременный план. Примеры финансовой стратегии - программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры: новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.
Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс ( например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать). [27]
Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов. успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов.
Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с одной стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом. Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, т.к. она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1)
разработку общей концепции
2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. [26]
1.2. Основные направления и виды финансовой политики
В
настоящее время
Финансовая политика включает следующие направления: налоговую политику, бюджетную политику, денежно-кредитную политику, институциональные преобразования, инвестиционную политику, социальную политику.
Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики.
Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.
Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления.
Финансовая политика государства имеет социальную направленность.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность
Ведущие экономисты разделяют финансовую политику на три вида [6, c. 11]: политика экономического роста, политика стабилизации, политика ограничения деловой активности.
Под политикой экономического
роста понимают систему
Другими словами, если в
Финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую [9].
В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории.