Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа
Объект исследования: Министерство Финансов Российской Федерации.
Предмет исследования: реформирование финансовой политики в России.
Целью исследования: определение путей, необходимых для преобразования финансовой политики Российской Федерации.
Введение 3
1.Значение и содержание финансовой политики 6
1.1.Сущность и содержание финансовой политики 6
1.2.Основные направление и виды финансовой политики 11
1.3.Цели финансовой политики и механизмы ее реализации 20
Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы 27
2.1.Анализ современной финансовой политики Российской Федерации 27
2.3.Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии 45
Заключение 48
Литература 51
Приложение
- Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.
- Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов общества, экономику трудно восстановить. Налоги отнимают главную мотивацию труда при рыночной экономике — труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно — высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.
Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.
Из-за
постоянного дефицита бюджета государство
не может обеспечить населению те минимальные
социальные гарантии, которые узаконены.
Речь идет о льготных лекарствах и льготах
за проезд в общественном транспорте.
В реальной действительности предложение
этих льготных товаров и услуг все время
сокращается. Ценовая политика является
важнейшим фактором регулирования экономики.
От величины тарифов на транспорт и электроэнергию,
а также цен на сырье фактически зависят
цены на всю совокупность товаров и услуг.
Эту возможность государство пока недостаточно
использует для повышения потенциала
отечественной экономики, делая неконкурентными
отечественные товары и услуги.
2.2. Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии.
Несмотря на достижение относительной макроэкономической стабильности, продолжает существовать целый ряд сценариев развития событий соответственно
возможной материализации самых различных рисков:
-
поворота в положительной
- невозможности получения финансовой поддержки со стороны международных финансовых организаций (МФО);
- откладывания реструктуризации банковской системы;
-
отрицательного воздействия
- возможного роста социальной напряженности.
В базовом (официальном) сценарии, определяемом как относительно благоприятный – стабильные мировые товарные цены, получение (возможно, с задержкой) финансовой поддержки от МФО, политическая стабильность и отсутствие роста социальной напряженности, Правительство и Банк России смогут поддерживать финансовую устойчивость в краткосрочном плане: Закон о бюджете будет выполнен, реальный обменный курс практически не изменится, инфляция стабилизируется на уровне не более 2% в месяц, падение реальных доходов прекратится, а производство стабилизируется на достигнутом уровне. В пользу этих выводов говорят как некоторый рост доходов бюджета в последнее время, так и потенциальная устойчивость платежного баланса. Кроме того, Правительство будет иметь возможность провести переговоры о реструктуризации государственного внешнего долга, которая даст финансовую передышку как минимум еще на один год. Базовый сценарий предполагает, что ни политическая неопределенность, ни социальная напряженность ни приведут к падению налоговой дисциплины или росту бюджетных доходов соответственно, а также к откладыванию реструктуризации банковской системы и реализации запланированных мер структурной политики. [5]
Относительно неблагоприятный, бесперспективный сценарий предполагает новое падение цен на мировых товарных рынках, отсутствие не только финансовой, но и политической поддержки со стороны МФО, серьезную политическую нестабильность в преддверие выборов, а также рост социальной напряженности.
В таком сценарии после относительной стабильности в летние месяцы, поддерживаемой напряженным использованием всех ресурсов Правительства и Банка России, осенью начнется повышение инфляции, которая может достигнуть 7-10% в месяц к концу года, дальнейшая девальвация рубля и падение импорта, стагнация (несмотря на это) отечественного производства, дестабилизация бюджетной ситуации как следствие падения налоговой дисциплины и дополнительной (по сравнению с бюджетной программой) индексации расходов, а также новые долговые проблемы, вызванные невозможностью завершить переговоры с кредиторами. В этом сценарии, по всей видимости, будет отложена реализация наиболее существенных структурных реформ, направленных, прежде всего, на развитие конкуренции на товарных рынках за счет повышения финансовой открытости и дисциплины. Этот сценарий базируется не на политических предположениях о последствиях материализации рисков, а на основательных расчетах динамики бюджетного дефицита, платежного баланса и результирующей денежно-кредитной и валютной политики. [14]
Остается
еще достаточно широкое поле альтернативных
сценариев развития событий. Перспективы
финансовой политики будут зависеть не
только от воли Правительства и Банка
России, но и от ряда внешних и внутренних
экономических и политических факторов.
В любом случае, контролируя текущую финансовую
ситуацию, необходимо сознавать, что для
обеспечения основных целей экономической
политики – устойчивого роста экономики
и соответственно благосостояния – необходимо
проведение глубоких экономических преобразований,
ни коим образом не связанных с восстановлением
социалистических методов перераспределения
финансовых ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время Россия идет по сложному пути реформ. Финансовая политика является важной составляющей широкой программы социально-экономических преобразований, происходящих в России. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
Являясь наиболее ценной, значимой частью финансовых ресурсов, финансовая политика в конечном итоге обеспечивает результативность и эффективность деятельности, как всей финансовой системы, так и отдельных ее объектов и структур. Это определяет финансовую политику как один из приоритетов в управлении и развитии экономики страны.
В результате проведенного исследования было изучено современное состояние бюджетной политики, суть финансовой политики и ее механизм реализации, а также проведен анализ российской финансовой политики, выявление тенденций и перспектив. В ходе проведения исследования были решены все поставленные задачи, в частности, в теоретической части было дано общее определение финансов, финансовой политики определены ее особенности формирования и функционирования. Описаны цели и сущность финансовой политики, способы регулирования.
Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, создание современной сильной российской экономики и эффективного государства.
Сокращение
государственных расходов вследствие
директивного сдерживания финансово-
Представляется существенным вопросом о качестве экономического роста в России. Инвестиционная функция федерального бюджета минимизирована и реально исчезла. Качество экономического роста должно в первую очередь определяться «новой экономикой».
Реализуется
новый принцип бюджетной
Альтернативной должна стать политика роста государственных расходов на отрасли новой экономики и социальную сферу, на увеличение вложений в «человеческий капитал».
Федеральный бюджет по своим финансово-экономическим функциям в существенной степени превращен в механизм изъятия финансовых ресурсов из национальной экономики на содержание государства и финансирование внешнедолговой зависимости. Внешнедолговая зависимость России сформировалась в значительной степени не экономическими потребностями и задачами, а политическими причинами, поэтому ее решение не должно рассматриваться лишь через призму состояния платежного баланса.
Необходимо отказаться от искусственно формируемых профицитов федерального бюджета, отразить полностью в бюджете расходы на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. Можно прогнозировать огромные изъятия финансовых ресурсов из национального оборота, что существенно угнетало финансово-экономическое положение России в последние 10-15 лет, если не удастся изменить положение с внешнедолговой зависимостью России на основе укрепления ее суверенитета, политического влияния на международной арене.
Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, можно полагать, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере, окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги экономику. Необходимо отметить, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста.
ЛИТЕРАТУРА
"Перспектива", изд-во "Юрайт", - 2005- с. 67.
27.Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, Москва, - 1999 - с. 67-69
14.07.2003г. (42(447) от 27.10.2003)
ONLINE ИЗДАНИЯ
1.ГТК, Госкомстат;
2.Официальный
сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru
3. Сайт «Бюджетная система Российской
Федерации»//www.budgetrf.ru
4. Финам.RU