Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: Министерство Финансов Российской Федерации.

Предмет исследования: реформирование финансовой политики в России.

Целью исследования: определение путей, необходимых для преобразования финансовой политики Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1.Значение и содержание финансовой политики 6

1.1.Сущность и содержание финансовой политики 6

1.2.Основные направление и виды финансовой политики 11

1.3.Цели финансовой политики и механизмы ее реализации 20
Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы 27

2.1.Анализ современной финансовой политики Российской Федерации 27

2.3.Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии 45

Заключение 48

Литература 51

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

     - Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.

     - Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов общества, экономику трудно восстановить. Налоги отнимают главную мотивацию труда при рыночной экономике — труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно — высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.

     Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.

     Из-за постоянного дефицита бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги. 

    2.2. Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии.

    Несмотря  на достижение относительной макроэкономической стабильности, продолжает существовать целый ряд сценариев развития событий соответственно

    возможной материализации самых различных  рисков:

    - поворота в положительной динамике  мировых товарных цен;

    - невозможности получения финансовой поддержки со стороны международных   финансовых организаций (МФО);

    - откладывания реструктуризации  банковской системы;

    - отрицательного воздействия политической  неопределенности;

    - возможного роста социальной  напряженности.

    В базовом (официальном) сценарии, определяемом как относительно благоприятный – стабильные мировые товарные цены, получение (возможно, с задержкой) финансовой поддержки от МФО, политическая стабильность  и отсутствие роста социальной напряженности, Правительство и Банк России смогут поддерживать финансовую устойчивость в краткосрочном плане: Закон о бюджете будет выполнен, реальный обменный курс практически не изменится, инфляция стабилизируется на уровне не более 2% в месяц, падение реальных доходов прекратится, а производство стабилизируется на достигнутом уровне. В пользу этих выводов говорят как некоторый рост доходов бюджета в последнее время, так и потенциальная устойчивость платежного баланса. Кроме того, Правительство будет иметь возможность провести переговоры о реструктуризации государственного внешнего долга, которая даст финансовую передышку как минимум еще на один год. Базовый сценарий предполагает, что ни политическая неопределенность, ни социальная напряженность ни приведут к падению налоговой дисциплины или росту бюджетных доходов соответственно, а также к откладыванию реструктуризации банковской системы и реализации запланированных мер структурной политики. [5]

    Относительно  неблагоприятный, бесперспективный сценарий предполагает новое падение цен на мировых товарных рынках, отсутствие не только финансовой, но и политической поддержки со стороны МФО, серьезную политическую нестабильность в преддверие выборов, а также рост социальной напряженности.

      В таком сценарии после относительной стабильности в летние месяцы, поддерживаемой напряженным использованием всех ресурсов Правительства и Банка России, осенью начнется повышение инфляции, которая может достигнуть 7-10% в месяц к концу года, дальнейшая девальвация рубля и падение импорта, стагнация (несмотря на это) отечественного производства, дестабилизация бюджетной ситуации как следствие падения налоговой дисциплины и дополнительной (по сравнению с бюджетной программой) индексации расходов, а также новые долговые проблемы, вызванные невозможностью завершить переговоры с кредиторами. В этом сценарии, по всей видимости, будет отложена реализация наиболее существенных структурных реформ, направленных, прежде всего, на развитие конкуренции на товарных рынках за счет повышения финансовой открытости и дисциплины. Этот сценарий базируется не на политических предположениях о последствиях материализации рисков, а на основательных расчетах динамики бюджетного дефицита, платежного баланса и результирующей денежно-кредитной и валютной политики. [14]

    Остается  еще достаточно широкое поле альтернативных сценариев развития событий. Перспективы финансовой политики будут зависеть не только от воли Правительства и Банка России, но и от ряда внешних и внутренних экономических и политических факторов. В любом случае, контролируя текущую финансовую ситуацию, необходимо сознавать, что для обеспечения основных целей экономической политики – устойчивого роста экономики и соответственно благосостояния – необходимо проведение глубоких экономических преобразований, ни коим образом не связанных с восстановлением социалистических методов перераспределения финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      В настоящее время Россия идет по сложному пути реформ. Финансовая политика является важной составляющей широкой программы социально-экономических преобразований, происходящих в России. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

      Являясь наиболее ценной, значимой частью финансовых ресурсов, финансовая политика в конечном итоге обеспечивает результативность и эффективность деятельности, как  всей финансовой системы, так и отдельных  ее объектов и структур. Это определяет финансовую политику как один из приоритетов в управлении и развитии экономики страны.

      В результате проведенного исследования было изучено современное состояние  бюджетной политики, суть финансовой политики и ее механизм реализации, а также проведен анализ российской финансовой политики, выявление тенденций и перспектив. В ходе проведения исследования были решены все поставленные задачи, в частности, в теоретической части было дано общее определение финансов, финансовой политики определены ее особенности формирования и функционирования. Описаны цели и сущность финансовой политики, способы регулирования.

   Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, создание современной сильной российской экономики и эффективного государства.

     Сокращение  государственных расходов вследствие директивного сдерживания финансово-бюджетного потенциала, централизуемого в руках  государства, сказывается не только на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, но и на общей динамике уровня жизни населения.

     Представляется  существенным вопросом о качестве экономического роста в России. Инвестиционная функция  федерального бюджета минимизирована и реально исчезла. Качество экономического роста должно в первую очередь определяться «новой экономикой».

     Реализуется новый принцип бюджетной политики: исключение опережающего роста государственных  расходов над темпами роста экономики  и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета; сокращение доли государственных расходов в ВВП и сохранение их уровня в реальном выражении.

     Альтернативной  должна стать политика роста государственных  расходов на отрасли новой экономики  и социальную сферу, на увеличение вложений в «человеческий капитал».

     Федеральный бюджет по своим финансово-экономическим  функциям в существенной степени  превращен в механизм изъятия  финансовых ресурсов из национальной экономики на содержание государства  и финансирование внешнедолговой зависимости. Внешнедолговая зависимость России сформировалась в значительной степени не экономическими потребностями и задачами, а политическими причинами, поэтому ее решение не должно рассматриваться лишь через призму состояния платежного баланса.

     Необходимо  отказаться от искусственно формируемых профицитов федерального бюджета, отразить полностью в бюджете расходы на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. Можно прогнозировать огромные изъятия финансовых ресурсов из национального оборота, что существенно угнетало финансово-экономическое положение России в последние 10-15 лет, если не удастся изменить положение  с внешнедолговой зависимостью России на основе укрепления ее суверенитета, политического влияния на международной арене.

     Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, можно полагать, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере, окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги экономику. Необходимо отметить, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста.

    
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-Пресс, - 2005.
  2. Белоусов Р. Экономическая теория России. XX век. Кн. 1. М.: ИЗДАТ, -2000 - с.35-47.
  3. Булатова А. С. Экономика: учебник.- М.: Бек. 1999, с.44-49.
  4. Бюджет-2007 гарантирует развитие экономики/: В.В. Путин, А. Кудрин. // Региональная экономика: теория и практика. – 2006. - №10. – С. 2-4
  5. Бюджет – 2006/ В.В. Путин, А. Кудрин. // Региональная экономика: теория и практика. – 2005. - №10. – С. 2-4
  6. Жуков А.Д. Об основных принципах финансово-экономической политики правительства РФ на 2005. // Финансы. – 2004. - №11. – С. 3-7
  7. Лушин С.Н. Об эффективности государственного бюджета.-// Финансы.- 2004. -  №10. – С. 12-16
  8. Любимцев Ю. Необходимость  изменения ориентиров финансовой политики. - // Экономист. – 2007. - № 01. – С. 61-72
  9. Конституция Российской Федерации от 12.12.93.
  10. Коровкин Е.Б. О доходах и расходах Федерального бюджета. // Финансы. – 2008. - №8. – С.27-29
  11. Королев Ю. А. Инфляционные процессы  и макроэкономические показатели       // Финансы. - 2006 -. № 11.
  12. Финансово-бюджетная политика в 1998 г. // Финансы. – 1997 - . № 12.
  13. О федеральном бюджете на 2006 г.: законы и подзаконные акты. - // Собрание законодательства РФ. – 2005. - №52. – ч. 2. – ст. 56
  14. Постановление «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» № 249 от 22.05.2004.
  15. Ржаницына Л. Правительственный прогноз на 2006 и на период до 2008 г.: социальная экспертиза параметров.-// Человек и труд. – 2005. – №8. - С. 37-39
  16. Рогов С.М. О роли государства в жизни общества.-// ЭКО.- 2005.- №4. – С. 56-57
  17. Роик В. «Социален» ли федеральный бюджет грядущего года. -// Российский экономический журнал. – 2005. - №7/8. – С. 98-101
  18. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, - 1998 - с. 37-42.
  19. Сенчагов В.К. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики // Вопросы экономики. – 2007 - . № 6
  20. Современное состояние финансовых институтов России. - // Общество и экономика. – 2006. - №3. – С. 3-80
  21. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, - 2003 - с. 22-54.
  22. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.Ф Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.- 495с.
  23. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 95-ФЗ от 4.07. -  2003.
  24. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003.
  25. Финансово-бюджетная политика в 1998 г. // Финансы. 1997. № 12.
  26. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», - 2006- 495с.
  27. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. М.: Издательство

    "Перспектива", изд-во "Юрайт", - 2005- с. 67.

    27.Финансы.  Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы,    Москва, - 1999 - с. 67-69

  1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие./Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: «ЮНИТИ»,- 2006. – 504 с.
  2. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Издательство "Перспектива", издательство "Юрайт", - 2000 - с. 69
  3. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Собанти. – М.: Юрайт-Издат, - 2006 – с.5257.
  4. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 543 с.
  5. Финансы. Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ООО «ТК Велби», - 2003 – с.99.
  6. Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: «ЮНИТИ», Финансы, Москва, - 2004 - с. 207.
  7. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА – М, - 2005 – с.85-90
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.Г. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ООО «ТК Велби», Изд-во Проспект, -2004 – с. 112.
  9. Черник Д. Г. Местные налоги // Финансы. 2007. № 4.
  10. Экономическая безопасность: Производство. Финансы. Банки / Под ред.    В.К. Сенчагова.- М.: Финстатинформ, - 1998 - с. 305.
  11. Экономический еженедельник "Коммерсантъ-Деньги" № 27(432) от

        14.07.2003г. (42(447) от 27.10.2003) 
 

ONLINE ИЗДАНИЯ

1.ГТК, Госкомстат;

    2.Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru  
    3. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации»//www.budgetrf.ru

      4. Финам.RU

Информация о работе Финансовая политика РФ