Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа
Объект исследования: Министерство Финансов Российской Федерации.
Предмет исследования: реформирование финансовой политики в России.
Целью исследования: определение путей, необходимых для преобразования финансовой политики Российской Федерации.
Введение 3
1.Значение и содержание финансовой политики 6
1.1.Сущность и содержание финансовой политики 6
1.2.Основные направление и виды финансовой политики 11
1.3.Цели финансовой политики и механизмы ее реализации 20
Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы 27
2.1.Анализ современной финансовой политики Российской Федерации 27
2.3.Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии 45
Заключение 48
Литература 51
Приложение
Классическая - основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Риккардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.
Планово
- директивная финансовая политика
применяется в странах с
Рассмотрев,
какие виды финансовой политики применяет
правительство в той или иной
ситуации, сложившейся в национальной
экономике, следует подробнее остановиться
на самом механизме воздействия финансовой
политики на экономику страны.
1.3. Цели финансовой политики и механизмы ее реализации.
Основными целями финансовой политики является [21]:
1) Повышение
объема и эффективности
2) Оздоровление
и структурная перестройка
3) Достижение
более высокого уровня жизни
населения на основе развития
отраслей промышленности и
Реализация финансовой политики в РФ проводится в три этапа [22]:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2. Определение основных
3. Собственно осуществление
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику, начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный
- предусматривает детальную
Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства, и предусматривает установление только основных правил.
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
Организационная структура Министерства финансов РФ ориентирована на выполнение своих задач:
1. бюджетный
департамент (составляет
2.отраслевые
департаменты финансирования
3. департамент
иностранных кредитов и
4. департамент налоговых реформ;
5. департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
6. главное
управление федерального
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов [6].
К другим методам следует отнести:
- систему амортизационных отчислений;
- систему финансовых санкций.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная
политика или политика, проводимая
непосредственно
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ
Под недискриционной
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
2.1. Анализ современной финансовой политики Российской Федерации.
Современная финансовая
политика в России противоположна
кейнсианской идеологии, которую на практике
использует большинство высокоразвитых
стран, гибко сочетающих ее рекомендации
с принципиальными положениями монетаризма
и рыночной либерализации.[6]
С 2000-2001
гг. начала строится принципиально новая
финансоваяя политика, учитывающей эффект
девальвации рубля, способствующий развитию
экспорта, сокращению импорта и созданию
определенных условий для повышения конкурентоспособности
и соответственно росту производства
отечественных производителей. В настоящее
время в финансовую систему Российской
Федерации включены следующие элементы:
системы государственных органов (министерство
финансов, федеральное казначейство и
т.д.), целевые общегосударственные фонды
(пенсионный фонд, фонд социального страхования,
фонд занятости и т.д.), бюджетная система
(консолидированный бюджет РФ, федеральный
бюджет РФ и т.д.), финансы предпринимательских
структур, общественных объединений, банковская
система (Сбербанк России, Внешторгбанк
и другие).
[15]
Приоритетными задачами финансовой политики является:
Современная действительность показывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость характера и эффективности финансовой и экономической политики.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой. (Приложение 2)
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и тому подобное.
Еще одной важнейшей частью финансовой политики Российской Федерации является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.
- Без налогов государство не может существовать.
- Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс — экономика саморазрушается.
- В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.
- Налоговая система не должна носить конфискационный характер.
- Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.