Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Целью написания данной курсовой работы является анализ финансовой политики России и ее состояния на сегодняшний день. Основными задачами курсовой работы являются изучение типов финансовой политики, сущности, целей и принципов, а также элементов финансовой политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и финансовая тактика. - 4 -
ГЛАВА 2. Типы финансовой политики - 10 -
ГЛАВА 3. Бюджетная и денежно-кредитная политика как составляющие финансовой политики - 15 -
ГЛАВА 4. Особенности современной финансовой политики в РФ - 24 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 33 -
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА - 34 -

Работа состоит из  1 файл

28786.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)



 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра финансов, бюджета и страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая РАБОТА

по дисциплине «Финансы» на тему:

«Финансовая политика в системе

управления  финансами»

 

 

 

 

 

Выполнил:

финансово-кредитный  факультет

4 курс, группа: вечер, бюджет

номер личного  дела:

Руководитель:

 

 

 

 

Калуга 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение  ее целей, обеспечение необходимой  величины ресурсов и выработки для  этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для оценки финансовой политики и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Целью написания данной курсовой работы является анализ финансовой политики России и ее состояния на сегодняшний день.

Основными задачами курсовой работы являются изучение типов финансовой политики, сущности, целей и принципов, а также элементов финансовой политики государства.

В главе 4рассматриваются  особенности современной финансовой политики России.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и финансовая тактика.

Государство в  процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности.

Финансовая  политика - это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации для эффективного управления финансами.

Финансовая  политика состоит из трех этапов:

Этап

Характеристика

I    этап

выработка научно-обоснованной концепции развития финансов

II   этап

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период

III   этап

осуществление практичных действий, направленных на достижение поставленных целей


 

Единство этих последовательных этапов составляет содержание в целом финансовой политики. При  выработке финансовой политики следует  исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно  требование обеспечения ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Цели финансовой политики

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политики проявляется в том, что  правильно выбранная финансовая политика:

1. стимулирует  рост производства, рациональное  размещение производительных сил по территории страны;

2. повышает заинтересованность  регионов в развитии хозяйства,  использовании местных ресурсов;

3. способствует  укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира;

4. приводит к  повышению материального и культурного уровня населения.

К основным целям  финансовой политики, можно отнести  следующие:

1) Повышение  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее  очень важно для проверки воздействия  финансовой политики на экономику.  Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление  и структурная перестройка экономики:  повышение в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля.

3) Достижение  более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Задачи финансовой политики

Финансовая  политика решает следующие задачи:

  1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
  2. Установка рационального распределения и использования финансовых ресурсов.
  3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.
  4. Выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменившимися целями и задачами стратегии.

В процессе выработки  финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

В зависимости  от особенностей финансовых отношений  в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

1) финансовый  механизм предприятий и хозяйственных организаций;

2) страховой  механизм;

3) механизм функционирования  государственных финансов.

Механизм государственных  финансов, в свою очередь, включает бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов.

Возможно выделение элементов финансового механизма по другим признакам. Например, механизм государственных финансов в федеративном государстве включает:

1) финансовый  механизм федерации;

2) финансовый  механизм субъектов федерации;

3) финансовый  механизм местных органов власти.

Все элементы финансового  механизма являются составной частью единого целого и в то же время  функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость  постоянного согласования элементов  финансового механизма. Внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования.

Структурные элементы финансового механизма различаются  по сложности и разветвленности. Для бюджетного механизма характерна система, из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. В страховых организациях широко развита система резервных фондов, а для финансового механизма предприятий необходимо определять отношение между отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый  механизм приводится в действие с  помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например, определения налоговых  ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

Количественные  параметры и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового механизма. Они чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке.

Успешное проведение финансовой политики, четкое функционирование финансового механизма зависит от установленных юридических норм, соблюдение которых позволяет:

• установить единые правила организации финансовых связей;

• обеспечить финансовую дисциплину;

• проводить  единую политику в области финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.

 

ГЛАВА 2. Типы финансовой политики

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:

1. классическая;

2. регулирующая;

3. неоклассическая;

4. планово-директивная.

1. До конца  20-х годов текущего столетия  основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Риккардо (1772—1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. Бурное развитие  производительных сил поставило  перед государствами еще в XIXв. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро "встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946) и его последователей Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами