Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Целью написания данной курсовой работы является анализ финансовой политики России и ее состояния на сегодняшний день. Основными задачами курсовой работы являются изучение типов финансовой политики, сущности, целей и принципов, а также элементов финансовой политики государства.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и финансовая тактика. - 4 -
ГЛАВА 2. Типы финансовой политики - 10 -
ГЛАВА 3. Бюджетная и денежно-кредитная политика как составляющие финансовой политики - 15 -
ГЛАВА 4. Особенности современной финансовой политики в РФ - 24 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 33 -
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА - 34 -
Бюджетная политика
В условиях кризиса ключевую роль продолжает играть бюджетная политика. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах отмечается, что бюджетная политика должна ориентироваться на адаптацию бюджетной системы к новым условиям и на создание предпосылок для социально-экономического развития страны в послекризисный период.
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2010-2012 годы значительно ухудшился по сравнению с тем, что прогнозировалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения в оценках социально-экономического развития объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным2. На этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы.
В результатеобъем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей, в том числе в целях поддержки отраслей экономики, рынков труда, незащищенных категорий граждан в рамках антикризисных мероприятий.
Исходя из текущей оценки 2009 года, оценка поступления доходов по сравнению с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ не изменилась, а расходы увеличились на 2,5 % (до 9,9 трлн.руб.)3
Основными целями бюджетной и налоговой политики в 2010-2012 годах являются:
Развитие экономики в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами:
- темпами выхода мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы;
- развитием частных инвестиций;
- эффективностью мер государственной антикризисной политики.
Согласно текущему
прогнозу социально-экономического развития
в период 2010-2012 годов в России
восстановится положительная
Федеральный бюджет на 2010 г
Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодовой цены на нефть сорта «Urals» в 2010 году на уровне 58 долларов США за баррель, в 2011 году – 59 долларов США за баррель, в 2012 году - 60 долларов США за баррель (рис. 1).
Рисунок 1.
Изменение цены на нефть марки «Urals» в 2005-2009 гг.
Докризисный аномально высокий рост цен на нефть в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом до весны 2009 года.
По мнению многих экспертов, наблюдавшийся в последние месяцы резкий подъем цен на нефть не имеет под собой устойчивой базы. Начиная с 2008 года, наблюдается тенденция превышения предложения нефти над спросом при устойчивом тренде снижения спроса. Такая ситуация прогнозируется и на перспективу. Фундаментальные факторы свидетельствуют о возможном сохранении в среднесрочной перспективе умеренных цен на рынке нефти при отсутствии массированного спекулятивного воздействия извне.
Детально распланирован бюджет только на 2010 год, а на два последующие года сформулированы только основные параметры, без детализации расходов по конкретным направлениям.
Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 731,8 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей. Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (рис.2)4
Рисунок 2
Дефицит федерального бюджета будет покрыт: в 2010 году на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% за счет других источников, в том числе за счет государственных заимствований5.
Структура доходов федерального бюджета представлена в Приложении2.
Что касается структуры расходной части6федерального бюджета 2010 года, то по сравнению с текущим годом она практически не изменилась, за исключением трех направлений: увеличены объем межбюджетных трансфертов пенсионному фонду и ассигнования на обслуживание государственного долга, в то же время уменьшены бюджетные ассигнования на антикризисные мероприятия по разделу «Национальная экономика»
Раздел «Межбюджетные трансферты» сохраняет первое место по объему расходов и его доля в общем объеме расходов возрастет за счет роста трансфертов Пенсионному фонду.
Возрастает доля расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» возрастает. Увеличится доля расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности.
Одновременно
уменьшены бюджетные
Схематично структура расходов федерального бюджета 2010 представлена на рис.3
Рисунок 3
По словам первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Владимира Пехтина, в бюджете нашли свое отражение такие стратегические задачи, как полное финансирование социальных программ, развитие инновационной экономики и транспортной инфраструктуры.
Бюджет-2010 является социальным - общие расходы казны на эти цели составят 73 %: все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме.
Другое ключевое направление – финансирование основных отраслей и инновационного развития экономики. Будет продолжена реализация антикризисных мер: сформирован резерв, средства которого можно будет оперативно направлять на дополнительную поддержку российской экономики, особо значимых объектов. Но по некоторым статьям вводится режим строгой экономии, особенно это коснется расходов на содержание органов власти и другой бюрократии.
Бюджетная и налоговая политика в 2010-2012 годах в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации будет направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период, обеспечивая исполнения социальных обязательств государства, формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, поддержку реального сектора экономики и финансовой системы, создания стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда.
Федеральный бюджет последние десять лет был профицитен, в 2009 г. его дефицит составил 7,4%, запланирован дефицит на 2010-2012 годы, однако правительство не намерено отказываться от реализации важнейших социальных, инвестиционных программ, а главное – от долгосрочной стратегии перехода на инновационный тип экономики.
Основой экономической политики должно стать продолжение финансирования реального сектора экономики, повышение конкурентоспособности, а также интеграция России в мировую хозяйственную систему.
Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 28786
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сравнение основных параметров прогноза социально-
экономического развития, используемых для расчета доходов
федерального бюджета7
2009 |
2010 |
2011 | |||||||
ФЗ о бюджете № 204-ФЗ |
Оценка |
Изменение % |
ФЗ о бюджете № 204-ФЗ |
Прогноз |
Измене-ние % |
ФЗ о бюджете № 204-ФЗ |
Прогноз |
Измене-ние % | |
ВВП, млрд. руб. |
51475 |
38997 |
-24,2% |
59146 |
43187 |
-27% |
67610 |
48072 |
-28,9% |
Накопленный рост ВВП в % к 2008 году |
106,7% |
91,5% |
-15,2% |
113,7% |
93% |
-20,7% |
120,8% |
95,8% |
-25% |
Накопленный ИПЦ в % к декабрю 2008 г. |
108,5 |
112,0 |
3,5% |
116,0 |
123,2 |
7,2% |
124,0 |
133,1 |
9,1% |
Курс доллара среднегодовой |
24,7 |
32,7 |
32,4% |
26,0 |
33,9 |
30,4% |
27,3 |
34,8 |
27,5% |
Цены |
|||||||||
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель |
95 |
57 |
-40% |
90 |
58 |
-35,6% |
88 |
59 |
-33% |
Цены на газ, долл. / тыс. куб. м |
421 |
242,8 |
-42,3% |
363 |
252,7 |
-30,4% |
358 |
254,4 |
-28,9% |
Экспорт углеводородов |
|||||||||
Нефть сырая, млн.т |
255,0 |
246,0 |
-3,5% |
261,0 |
245,8 |
-5,8% |
262,0 |
245,8 |
-6,2% |
Газ природный, млрд.м3 |
213,5 |
161,9 |
-24,2% |
222,7 |
190,3 |
-14,5% |
227,0 |
193,8 |
-14,6% |
Нефтепродукты, млн.т |
115,4 |
122,2 |
5,9% |
117,6 |
121,3 |
-3,1% |
117,8 |
120,6 |
-2,4% |
Добыча углеводородов |
|||||||||
Нефть, млн.т |
503 |
473 |
-6% |
514 |
474 |
-7,8% |
518 |
474 |
-8,5% |
Газ природный млрд.м3 |
700 |
580 |
-17,1% |
715 |
623 |
-12,9% |
725 |
634 |
-12,6% |
Внешняя торговля |
|||||||||
Экспорт, млрд. $ |
507 |
285 |
-43,8% |
502 |
306,6 |
-38,9% |
509 |
316,5 |
-37,8% |
Импорт, млрд. $ |
370 |
190,3 |
-48,6% |
434 |
199,6 |
-54% |
490 |
214,7 |
-56,2% |
Другие показатели в млрд. руб. |
|||||||||
Фонд заработной платы, млрд. рублей |
12888 |
10746 |
-16,6% |
15200 |
11735 |
-22,8% |
17708 |
13027 |
-26,4% |
Прибыль по всем видам деятельности |
12105 |
5290 |
-56,3% |
13550 |
5850 |
-36,8% |
15155 |
6565 |
-56,7% |
Амортизация для целей налогообложения |
1630 |
1856 |
13,9% |
1815 |
2023 |
11,5% |
2021 |
2260 |
11,8% |
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами