Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Целью написания данной курсовой работы является анализ финансовой политики России и ее состояния на сегодняшний день. Основными задачами курсовой работы являются изучение типов финансовой политики, сущности, целей и принципов, а также элементов финансовой политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и финансовая тактика. - 4 -
ГЛАВА 2. Типы финансовой политики - 10 -
ГЛАВА 3. Бюджетная и денежно-кредитная политика как составляющие финансовой политики - 15 -
ГЛАВА 4. Особенности современной финансовой политики в РФ - 24 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 33 -
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА - 34 -

Работа состоит из  1 файл

28786.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)

В ходе проведения налоговой реформы предусматривается  проведение конкретных мероприятий, направленных на:

  1. сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;
  2. повышение значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
  3. переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество и земельного налога);
  4. введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;
  5. расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
  6. унификация ставок налогов и принципов налогообложения в отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка и т.д.

Реализация  указанных мер должна позволить  привести налоговую систему в  соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.

2. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.

3. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Хочется выделить политику в сфере государственного долга, которая направлена на укрепление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.

Для российской политики в сфере государственного долга наиболее значимыми являются следующие обстоятельства:

  • высокий удельный вес внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
  • неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей;
  • достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;
  • неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований (Объем заимствований российских корпораций на зарубежных финансовых рынках весьма значительный и составляет около 27 млрд. долл. США. Суммарный объем долга субъектов РФ достиг 218млрд.руб.(2%кВВП) в 2007 году);
  • наличие неурегулированной части долга бывшего СССР;
  • высокая стоимость так называемых «связанных» кредитов;
  • значительные косвенные расходы по займам международных финансовых организаций.

Процентные  платежи (обслуживание государственного долга) в 2006г. составили 169,0 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 3,9%. А в 2007 году процентные  платежи  (обслуживание  государственного долга) составили 146,9 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,8%.

Денежно-кредитная  политика включает в себя денежную, кредитную, ценовую и финансовую политику на рынке ценных бумаг.

1. Денежная политика обеспечивает устойчивость денежного обращения, регулирование инфляции стабильность национальной валюты. Подробно расскажем о валютной политики.Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

По длительности решения задач различают текущую  валютную политику и долговременную валютную политику.

Текущая валютная политика направлена на оперативное  регулирование валютно-рыночной конъюнктуры  с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и  т. д.

Долговременная  валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ. Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.

Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена на регулирование  валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны. Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

В Российской Федерации  валютная политика направлена на обеспечение  устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего  валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основные направления  валютного контроля следующие:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
  1. Кредитная политика обеспечивает эффективность расчетов и регулирование деятельности банковской системы.
  1. Финансовая политика на рынке ценных бумаг регламентирует эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг. За последние 2 года рынок ценных бумаг стал массовым. В 2007 году рост российского рынка акций составил 70 %, а количество граждан, совершающих операции с ценными бумагами, перевалило за полмиллиона.
  2. Ценовая политика направлена на регулирование цен и тарифов, как это видно из приложений.

 

 

ГЛАВА 4. Особенности современной финансовой политики в РФ

В 2008 году разразился мировой экономический кризис, приведший  к стагнации экономики США и Западной Европы, замедливший движение российской экономики. В связи с этим в условиях кризиса возрастает роль государства в экономической жизни страны. При этом по мере послекризисного восстановления роль государства будет постепенно снижаться.

Антикризисные меры

Меры по преодолению  последствий кризиса в России во многом схожи с теми, которые  предпринимают правительства развитых стран: государственная поддержка  банковского и реального секторов, сдерживание безработицы. Однако есть и такие меры, которые прямо противоположны общепринятым, как, например, рост ставки рефинансирования.

Основным документом по антикризисной поддержке разных секторов экономики является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утв. Председателем Правительства РФ 06.11.2008 № 4863п-П13).

Большинство из них  представляет собой посткейнскианский  набор мер в денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой сферах, направленных на противодействие финансовому  кризису.В денежно-кредитной сфере это такие меры, как поддержание курса национальной валюты, рефинансирование Внешэкономбанком заимствований российских компаний в зарубежных банках, субсидирование процентных ставок, предоставление рассрочек и отсрочек, а в денежно-кредитной, в бюджетно-налоговой – протекционизм в отношении реального сектора, торговли, сокращение части бюджетных расходов, снижение налоговых ставок и закрепление благоприятных режимов налогообложения ряда налогов, стимулирование строительства и инфраструктурных проектов, связанных с поддержанием занятости и ростом спроса, расширением масштабов общественных работ и т.п.)

В марте 2009 года была предложена Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год, в которой были обозначены следующие приоритеты: усиление социальной защиты населения, сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста. Отмечено, что нельзя отказываться от долгорочных приоритетов модернизации страны. Следует менять сложившуюся модель экономического роста: вместо «нефтяного» мы должны перейти к инновационному. Также  условиях кризиса делается ставка на стимулирование спроса, как внутреннего со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки), так и частного (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства). Отмечено, что Правительство РФ и Центральный банк РФ будут придерживаться ответственной макроэкономической политики, что предполагает взвешенную бюджетную политику и поддержание равновесного обменного курса рубля. По каждому из выделенных приоритетов разработан набор конкретных мер и прописано их ресурсное обеспечение.

Финансовые  ресурсы в антикризисной программе  Правительства РФ в 2009 г. составляют свыше 3,7 трлн. руб., или 9,2% к ВВП, в  том числе средства федерального бюджета – 1,61 трлн. руб. на поддержание финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики, мер социальной политики, поддержку банковской системы, системы государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, медицинского страхования, социального страхования), региональных бюджетов; предоставление бюджетных кредитов и гарантий на сумму 0,45 трлн. руб.; меры налоговой политики оцениваются в 900 млрд. руб., средства Банка России на обеспечение ликвидности банковской системы – 50 млрд. руб., Фонда национального благосостояния – еще 255 млрд. руб.

Приняты и вступили в силу следующие изменения в  налоговой системе:

  1. с января 2009 г. снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20% за счет доли, поступающей в федеральный бюджет;
  2. субъектам РФ предоставлено право снижать на с 15 до 5% ставку налога на прибыль для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения;
  3. разрешено единовременное списание от 10 до 30% стоимости приобретенного имущества на затраты при условии его эксплуатации не менее 5 лет;
  4. изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, т.е. его уплата исходя из фактической прибыли, а не прогнозной величины.

Важной антикризисной  мерой является поддержка строительного  сектора и инфраструктурных объектов.

Меры денежно-кредитной политики направлены на поддержание курса национальной валюты, банковского и некоторых отраслей реального сектора. Предпринимается попытка через банки активно кредитовать компании реального сектора, взят курс на обеспечение ликвидности финансовой системы.

Что касается борьбы с инфляцией, Центробанк намерен  с ней бороться с ней за счет сокращения объемов рефинансирования банковской системы. Эмиссия на покрытие дефицита бюджета в 2009 г. может составить 2,7 трлн. руб.1 Однако это не должно сказаться на инфляции, поскольку на эту же сумму Банк России сократит сумму рефинансирования банковской системы.

Таким образом, антикризисные меры, проводимые в  России, основной акцент делают на увеличение предложения денег, сохранение доверия  физических лиц к национальным банкам, на частичное решение проблемы рефинансирования внешнего долга крупнейших российских компаний и банков, а также выполнение бюджетной системой (гос. расходами) основных амортизаторов кризисных явлений в экономике.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами