Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:51, контрольная работа
Финансы - это экономические отношения в сфере образования, распределения и использования целевых денежных фондов.
Введение
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
2. Сущность, виды и функции налогов
3. Особенности финансовой политики в России на современном этапе
Практикум
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
2. Сущность, виды и функции налогов
3. Особенности финансовой политики в России на современном этапе
Практикум
Заключение
Список литературы
Введение
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.
Финансовая политика обеспечивает баланс финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики. Финансовая политика охватывает целый комплекс инструментов, позволяющих осуществлять эффективное государственное регулирование. Содержание и цели финансовой политики обусловлены социально- экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что так же выражает актуальность выбранной темы.
1.Финансовые
отношения и финансовая система: сущность
и структура
Необходимым элементом рыночной экономики являются денежные отношения, складывающиеся между экономическими субъектами. В системе данных отношений особое место занимает подсистема финансовых отношений.
Финансы - это экономические отношения в сфере образования, распределения и использования целевых денежных фондов.
Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются:
• отношения, предполагающие отсутствие эквивалентного обмена;
• фондовый характер отношений (распределение валового национального продукта осуществляется, в отличие от ценового распределения, через денежные фонды).
Т.е. финансовые отношения – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе одностороннего самостоятельного движения реальных денег в целях удовлетворения совокупных национальных потребностей посредством реализации функций государства.
Сущность финансов проявляется в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, контрольную и распределительную функции.
Мобилизационная
функция состоит в
Контрольная функция реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция проявляется в контроле государства за производством, распределением и обменом производимого в экономике продукта. Государство контролирует, в частности, насколько своевременно финансовые средства поступают в распоряжение экономических субъектов, а также эффективность их использования.
Распределительная функция обеспечивает перераспределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации. Наиболее полно данная функция реализуется в странах, где принята кейнсианская концепция рыночного регулирования.
Финансовые отношения возникают по поводу образования, накопления, распределения и использования свободных денежных средств (денежных ресурсов).
Субъектами финансовых отношений являются предприятия, домашние хозяйства и государство. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.
Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему. Ее можно представить в виде следующей весьма упрощенной схемы (рис.1):
Рис.
1. Субъекты финансовых отношений
Схема показывает основных субъектов финансовых отношений.
Под государством понимаются государственные органы и учреждения (парламент, президент, правительство, министерство финансов, бюджетное управление, казначейство, управление исполнения бюджетом, центральный банк, налоговое управление и тому подобные органы) на различных уровнях государственного управления.
Под предприятиями понимаются не только промышленные, сельскохозяйственные, строительные и прочие предприятия сферы производства, как коммерческие, так и некоммерческие, но и различные учреждения, фонды, страховые компании, биржи и т.п.
Население предстает как совокупность домохозяйств, представляющих семьи, объединенные общими доходами.
Стрелками на схеме показаны финансовые отношения. Видно, что для финансовой системы характерно одностороннее движение денег. Выделяются следующие отношения.
1.Отношения «государство – предприятия» по поводу:
-
платежей предприятий
платежей, пошлин, процентов за государственные кредиты и т.д.;
- государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов и т.д. предприятиям.
2.
Отношения «государство –
-
налогов государству (
платежей за государственные услуги, социальное и имущественное страхование и т.д.;
- социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны государства.
3. Отношения «предприятия – население» по поводу:
- выплат заработной платы, пособий, социальных выплат, страховых сумм, кредитов;
- процентных, арендных и рентных платежей, страховых взносов, погашений взятых ранее займов.
4. Отношения «государство – государство» по поводу:
-
перечислений из местных
-
дотаций, субсидий, субвенции из
центрального бюджета в
5. Отношения «предприятия – предприятия» по поводу:
- платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг;
- выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.
6. Отношения «население – население» по поводу:
- возврата долгов, предоставления денег в долг, передачи средств по наследству, дарений и т.д.
Указанные денежные потоки большей частью проходят через банки. Поэтому банки предстают как отдельный (четвертый) субъект финансовой системы.
Частью финансовой системы являются финансовые рынки как совокупность отношений купли-продажи финансовых средств в целях финансирования инвестиций и государственного бюджета. К этим рынкам относятся главным образом фондовые рынки.
Выделенные блоки финансовых отношений показывают, что финансовая система рыночной экономики складывается из финансов государства, финансов предприятий, финансов населения. Можно также говорить о федеральных, республиканских, областных и местных финансах.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Главными элементами финансовой системы РФ являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды, а также включаются финансы предприятий и организаций (схема, приложение 1).
Государственные
финансы – важнейшая часть
отношений общества. Они связаны
с формированием
Ядро данной системы образует государственный бюджет, который является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план государственных доходов и расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществить единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на балансирование бюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе и в России, есть еще одно звено - бюджеты субъектов Федерации. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Последние охватывают широкую группу местных налогов, субсидий, специальных фондов. Доходы местных бюджетов формируются, в основном, из поимущественных налогов. Кроме них собираются и административные сборы и местные налоговые лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов.