Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
Успешное осуществление и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями социально-экономического развития государства.
Введение
1. Теоретические основы финансовой политики в России…………………...5
1.1 Понятие и содержание финансовой политики……………………………...5
1.2 Приоритетные направления единой государственной финансовой
политики………………………………………………………………………….10
1.3 Особенности финансовой политики РФ в конце 20 века………………..14
2. Финансовая политика России в современных условиях…………………18
2.1 Типы финансовой политики………………………………………………...18
2.2 Механизм и инструменты реализации финансовой политики…………...20
2.3 Оценка эффективности влияния финансовой политики на развитие
экономики России………………………………………………………………26
2.4 Проблемы функционирования финансовой политики и её реализация…30
3. Основные задачи и направления финансовой политики для
социально-экономического развития России на ближайшую перспективу…34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Приложение………………………………………………………………………45
17
Содержание
стр.
Введение
1. Теоретические основы финансовой политики в России…………………...5
1.1 Понятие и содержание финансовой политики……………………………...5
1.2 Приоритетные направления единой государственной финансовой
политики…………………………………………………………
1.3 Особенности финансовой политики РФ в конце 20 века………………..14
2. Финансовая политика России в современных условиях…………………18
2.1 Типы финансовой политики………………………………………………...
2.2 Механизм и инструменты реализации финансовой политики…………...20
2.3 Оценка эффективности влияния финансовой политики на развитие
экономики России………………………………………………………………
2.4 Проблемы функционирования финансовой политики и её реализация…30
3. Основные задачи и направления финансовой политики для
социально-экономического развития России на ближайшую перспективу…34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Успешное осуществление и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями социально-экономического развития государства.
Данная тема является еще более актуальной на данный момент, так как Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства, в условиях сложившегося мирового финансового кризиса. Поэтому предметом исследования данной курсовой работы явилась финансовая политика государства на современном этапе.
При этом важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса.
Кризис заставляет нас извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики. Учёт этих ошибок позволит сформировать и реализовать ответственную бюджетную политику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижения наших долгосрочных целей. Целью данной курсовой работы является четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач.
Основными задачами курсовой работы являются: рассмотрение исторического опыта РФ в сфере разработки финансовой политики, приоритетных направлений единой государственной финансовой политики, механизмов и инструментов её реализации, дать оценку эффективности влияния финансовой политики на развитие экономики России, выявление направлений для успешного социально-экономического развития России на ближайшую перспективу.
В качестве основы написания работы используются: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Бюджетные послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике, Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.
Методами исследования данной курсовой работы являются: экономико-конструктивный, статистический, абстрактно-логический.
Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику Российской Федерации на современном этапе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ
1.1. Понятие и содержание финансовой политики
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.
Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.
По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».
Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.
Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.[1] Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.
Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.[2]
Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым.[3] Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.
Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев в своей работе “Финансы СССР”.[4] Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовая политика является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.
Итак, советские экономисты определяли финансовую политику, прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.
Изменение цели развития экономики обуславливает необходимость изменения финансовых отношений в её отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.
Содержание финансовой политики раскрывается в её структурных элементах, к которым относятся:
1. Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов;
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки финансовой политики и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях (в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно, либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку [1], [2].
Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.
Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
• управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
• общность функций всех финансовых учреждений;
• общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.