Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
Успешное осуществление и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями социально-экономического развития государства.
Введение
1. Теоретические основы финансовой политики в России…………………...5
1.1 Понятие и содержание финансовой политики……………………………...5
1.2 Приоритетные направления единой государственной финансовой
политики………………………………………………………………………….10
1.3 Особенности финансовой политики РФ в конце 20 века………………..14
2. Финансовая политика России в современных условиях…………………18
2.1 Типы финансовой политики………………………………………………...18
2.2 Механизм и инструменты реализации финансовой политики…………...20
2.3 Оценка эффективности влияния финансовой политики на развитие
экономики России………………………………………………………………26
2.4 Проблемы функционирования финансовой политики и её реализация…30
3. Основные задачи и направления финансовой политики для
социально-экономического развития России на ближайшую перспективу…34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Приложение………………………………………………………………………45
Были реализованы меры по следующим направлениям.
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Законодательно определён новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.
Если говорить о бюджетных расходах, то они в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны.
С 1 февраля 2008г. на 14 % увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9 % повышено денежное довольствие военнослужащих.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Была продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. Было принято решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера в сумме 4245 рублей. Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, в том числе за счет роста потребительских цен - на 8,7%. Средний размер трудовых пенсий в 2009 г. возрос на 35%. Получил дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье». Основной акцент сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса.
Ряд значимых результатов был получен в рамках приоритетных национальных проектов.
В сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработная плата врачей первичного звена в 2008 г. достигла 22 тыс. рублей. Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70 % парка санитарного автотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат» медицинская помощь оказана 92 % рожениц. Проведена дополнительная диспансеризация и медицинский осмотр 14,2 млн. человек, увеличен объем обеспечения населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, которая за 2007–2008 гг. была предоставлена 313 тыс. человек.
В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство – более чем 800 тыс. учителей. За 2007–2008годы предоставлено 20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационных образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современное учебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международной компьютерной сети «Интернет». Более чем 140 тыс. сельских школьников получили возможность пользоваться школьными автобусами. Созданы Южный и Сибирский федеральные университеты, бизнес-школы в Московской области и Санкт-Петербурге, обеспечена финансовая поддержка внедрения инновационных образовательных программ в 57 вузах и 76 учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» оказала существенное воздействие на расширение объёмов жилищного строительства. За 2007 г. они возросли на 19,4 % и составили 60,4 млн. кв. метров. В 2007–2008 гг. в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» внесено 8,2 млрд. рублей, кроме того, ему были предоставлены государственные гарантии в объёме 30 млрд. рублей. Совокупный объём ипотечных кредитов достиг 538 млрд. рублей. Выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильём за счёт средств федерального бюджета 13,7 тыс. семей ветеранов и инвалидов. Предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых семей.
В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса за 2007–2008 гг. привлечены инвестиционные кредиты на срок до 5 лет в объёме 66,3 млрд. рублей, на срок до 8 лет – 148,9 млрд. рублей, кредиты малым формам хозяйствования – на сумму 91,9 млрд. рублей. При федеральной финансовой поддержке обеспечены жильём 32,3 тыс. молодых специалистов на селе. Реализация этого приоритетного национального проекта продолжится в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.
В текущем 2009 г. и в последующие годы Правительство РФ намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
2.4. Проблемы функционирования финансовой политики и её реализация
При определении целей и задач финансовой политики следует исходить из того, что за последний год существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.
Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.
При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
В этих целях финансовая политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен.
Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.
Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.
Кроме того, с точки зрения создания основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.
Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьёзных проблем экономической политики.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Для повышения эффективности и результативности финансовой политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении основных задач.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Необходимость решения текущих экономических проблем не отменяет стратегический курс Правительства, основой которого является модернизация. Соответствующие приоритеты определены Правительством в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.
В ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российского общества.
Меры антикризисного пакета будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению российской экономики и общества.
К важнейшим направлениям финансовой политики Правительства на ближайшие годы относятся (Подробно все меры антикризисной финансовой политики представлены в Приложении 1):
1. Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получат те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
2. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономический стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
3. Целесообразно в максимальной степени реализовать программно целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.
4. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.
5. Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом бюджетных расходов: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий.
6. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. Должна быть организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.
7. Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь должны быть предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 г., несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. мест (в настоящее время - 20 тыс.); в аспирантуре до 29 тыс. (увеличение на 3 тыс. мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах.
8. В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство уже предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.