Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:08, контрольная работа

Описание

Целью первой части контрольной работы является исследование таких объектов как: финансовая политика государства, его цели и направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать содержание и значение финансовой политики государства;
- охарактеризовать отдельные виды финансовой политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Финансовая политика. Направления, цели. Финансовая политика РФ в современных условиях……………………………………………………………5
Каковы источники формирования имущества государственного унитарного предприятия? Дайте характеристику специфики финансов казенных предприятий? ...................................................................................17
Список используемой литературы……………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

     Если  финансовая политика способствует или  приводит к тому, что при положительном  темпе инфляции наблюдается дефляция по единственному фактору производства - труду, а выход из финансового  кризиса видится только в помощи банковской системе, трудно обеспечить поддержку расходов посредством перечисленных инструментов. Политика сдерживания роста заработной платы и дефляции дохода обычно оборачивается еще большим сокращением расходов, с вытекающим блокированием инвестиций.

     Роль  финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

     Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

     Но  эти подходы не совсем полны и  точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для  его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика5. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики6. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

     Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

     О необходимости проведения согласованной  по всем направлениям политики может  говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит  из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

     Несогласованность же антимонопольной и бюджетной  политики ежегодно влечет за собой  принятие решений о повышении  цен и тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов7.

     Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

     При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда  цель финансовой политики временно будет  состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

     Целью финансовой политики России (и субъектов РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона8.

     При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны  во многих субъектах РФ. В то же время  только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

     Что касается финансовой политики государства в области здравоохранения - одним из его приоритетов, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

     В рамках модернизации здравоохранения  в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования будет создан резерв средств в объеме, равном 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование (за счет повышения с 2011 года размеров страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования), средства которого будут использованы на модернизацию материально-технической базы медицинских учреждений и реформирование здравоохранения в целом. Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

     Предусмотренные в бюджете Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  средства на финансовое обеспечение  региональных программ модернизации здравоохранения  субъектов Российской Федерации  в объеме около 460 млрд. рублей будут направляться на следующие цели:

  • 300 млрд. рублей - на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
  • 136 млрд. рублей - на внедрение стандартов оказания медицинской помощи;
  • 24 млрд. рублей - на внедрение современных информационных систем в здравоохранении.

     Бюджетные ассигнования на выполнение социальных обязательств по разделу «Здравоохранение»  предусматриваются в объеме  395,9 млрд. рублей на 2011 год, и планируется  в 2012 году, 356,1 млрд. рублей в 2013 году с  учетом развития отрасли и направляются на обеспечение мероприятий по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, гарантированной законодательством Российской Федерации, включая дополнительную лекарственную помощь и выполнение социальных программ в сфере здравоохранения.

     Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального  проекта «Здоровье» составит в 2011 году 117,4 млрд. рублей, в 2012 году - 115,2 млрд. рублей, в 2013 году - 77,1 млрд. рублей (план).

     Снижение  объемов бюджетных ассигнований в 2013 году на реализацию приоритетного  национального проекта «Здоровье» обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы с учетом предстоящего реформирования здравоохранения и перевода оплаты медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования.

     В соответствии с законопроектом «Об  обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации» с 2013 года предполагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований, за счет средств бюджета фонда медицинского страхования.

     Продолжится реализация федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на решение вопросов по обеспечению необходимой медицинской помощью и лекарственными средствами населения Российской Федерации и реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»

     Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Каковы  источники формирования имущества государственного унитарного предприятия? Дайте характеристику специфики финансов казенных предприятий ? 
 

     Унитарные предприятия являются традиционным инструментом управления государственной или муниципальной собственностью в различных основных отраслях народного хозяйства. При этом эффективность их деятельности зависит от объема имущественной базы, переданной этим предприятиям для управления.

     Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации9 (далее - ГК РФ) унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд10.

     При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

     - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

     - унитарные предприятия, основанные  на праве оперативного управления (казенные предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

     В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. При этом экономическая и имущественная самостоятельность унитарных предприятий обеспечена тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, ограничены законом11.

     Ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"12 устанавливает, что имущество унитарного предприятия формируется за счет следующих источников, перечень которых остается открытым:

     - имущества, закрепленного за унитарным  предприятием на праве хозяйственного  ведения или на праве оперативного  управления собственником этого имущества;

     - доходов унитарного предприятия  от его деятельности;

     - иных не противоречащих законодательству  источников.

     Более широкий перечень содержится в п. 3.5 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения13:

     - имущество, переданное предприятию  по решению уполномоченного федерального  органа исполнительной власти;

     - доходы предприятия от его  деятельности, в том числе дивиденды  (доходы), поступающие от хозяйственных  обществ и товариществ, в уставных  капиталах которых участвует  предприятие;

     - заемные средства, в том числе  кредиты банков и других кредитных  организаций;

Информация о работе Финансовая политика