-
целевое бюджетное финансирование,
дотации;
-
иные источники, не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
Необходимо
признать, что в состав имущества
государственных унитарных предприятий
не могут быть включены земельные
участки. Такой вывод можно сделать
исходя из анализа норм Земельного кодекса
Российской Федерации14 (далее - ЗК
РФ), в котором отсутствует право хозяйственного
ведения или оперативного управления
в качестве основания возникновения права
на землю или вообще какого-либо использования
земельного участка.
Распространенной
позицией является признание имущества
унитарного предприятия имущественным
комплексом по смыслу ст.
132 ГК РФ15.
В соответствии с данной статьей предприятием
как объектом прав признается имущественный
комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности. Поскольку
унитарное предприятие является коммерческой
организацией, то в целом данный признак
может быть аргументом в пользу подобной
позиции16.
Кроме
того, согласно абз.
4 ст. 2 Федерального
закона "О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях" имущество
унитарного предприятия является неделимым
и не может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками
унитарного предприятия.
В п. 2 ст. 132
ГК РФ определен состав предприятия как
имущественного комплекса, в который входят
все виды имущества, предназначенные для
его деятельности, включая земельные участки,
здания, сооружения, оборудование, инвентарь,
сырье, продукцию, права требования, долги,
а также права на обозначения, индивидуализирующие
предприятие, его продукцию, работы и услуги
(коммерческое обозначение, товарные знаки,
знаки обслуживания), и другие исключительные
права, если иное не предусмотрено законом
или договором.
А п. 3 ст. 11
Федерального закона "О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях"
вообще прямо содержит указание на то,
что не столько имущество унитарного предприятия,
переданное собственником в хозяйственное
ведение, столько само государственное
или муниципальное предприятие при переходе
права собственности на него определяется
как имущественный комплекс.
Таким
образом, можно заключить, что унитарные
предприятия являются юридическими
лицами, субъектами права с ограниченными
правами в отношении переданного им имущества,
имеющими возможность осуществлять ряд
сделок, предусмотренных законодательством
и учредительными документами предприятия.
Казенное
предприятие - по гражданскому законодательству
РФ унитарное предприятие, основанное
на праве оперативного управления. Согласно
ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных
законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях, по решению Правительства
РФ на базе имущества, находящегося в федеральной
собственности, может быть образовано
унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления.
Основные
особенности организации финансов
федерального казенного
предприятия связаны с его организационно-правовой
формой - его хозяйственно-финансовая
деятельность осуществляется на праве
оперативного управления исходя из Типового
устава, утвержденного Постановлением
Правительства РФ.
Финансы
федерального казенного предприятия
характеризуются следующими особенностями17:
- денежные
отношения, возникающие в процессе
формирования и использования основных
фондов и оборотных средств, производства
и реализации продукции, образования,
распределения и использования прибыли
казенным предприятием.
- оно
создаётся по решению Правительства
РФ непосредственно на базе
федерального государственного имущества,
которое ранее не использовал в хозяйственной
деятельности, или в связи с принятием
Правительством РФ решения о ликвидации
существующих федеральных государственных
предприятий, учреждений, основанных на
праве хозяйственного ведения, по причинам
нарушения ими требований государства-собственника
при использовании его имущества (нецелевое
использование выделенного недвижимого
имущества, бюджетных средств, сдача имущества
в аренду, в залог, передача его другим
юридическим лицам без разрешения уполномоченных
органов Правительства РФ и т.п.);
- оно
осуществляет хозяйственно-финансовую
деятельность на праве владения,
пользования и распоряжения имуществом
в соответствии с заданиями
государства-собственника, призванного
обеспечивать управление, координацию
и регулирование его деятельности и при
недостаточности имущества несущего субсидиарную
ответственность по обязательствам федерального
казенного предприятия;
- федеральное
казенное предприятие получает
кредиты в банках, кредитных учреждениях
только при наличии гарантии Правительства
РФ;
- ассигнования
из федерального бюджета выделяются
при недостаточности собственных
средств для осуществления деятельности
и оформляются в бюджете отдельной
строкой; предприятие представляет
федеральному уполномоченному органу
отчет о целевом использовании бюджетных
ассигнований;
- предусматривается обязательная бухгалтерскую
и финансовую отчетность по формам, установленным
Правительством РФ, персональная ответственность
руководителя за хозяйственно-финансовые
результаты деятельности предприятия,
использование федеральных средств по
целевому назначению, а также прибыли
предприятия.
Федеральное
казенное предприятие не имеет права
создавать дочерние предприятия, выступать
в качестве учредителя предприятий,
учреждений, организаций без согласия
Правительства РФ или уполномоченного
им органа.
Деятельность
казенного предприятия определяется
в соответствии с утверждаемой учредителем
данного предприятия программой
(бизнес-планом) финансово-хозяйственной
деятельности, в которой в обязательном
порядке устанавливаются следующие основные
показатели по производству продукции
(работ, услуг):
- объем поставок
продукции (работ, услуг) в натуральном
выражении с указанием номенклатуры и
ассортимента, требований, предъявляемых
к качеству продукции (работ, услуг), сроков
поставок, цен и условий их изменения;
- фонд оплаты
труда и норматив уменьшения его при невыполнении
показателей плана-заказа; увеличение
фонда оплаты труда производится за счет
прибыли по нормативам, устанавливаемым
уполномоченным органом;
- лимит численности
работников;
- объем средств,
выделяемых из бюджета учредителя предприятия,
и условия их предоставления;
- мероприятия,
необходимые для обеспечения устойчивой
работы казенного предприятия;
- задания по
вводу в действие и выводу производственных
мощностей;
- задания по
созданию и освоению новых видов продукции;
- задания по
подготовке и переподготовке кадров;
- условия реализации
развития казенного предприятия, в том
числе финансовые затраты и источники
их покрытия.
Основой
планирования финансово-хозяйственной
деятельности казенного предприятия,
а также формирования структуры аналитических
счетов в системе его бухгалтерского учета
является оформленная на основе программы
(бизнес-плана) финансово-хозяйственной
деятельности данного предприятия смета
доходов и расходов. Поступления и расходы
средств в указанной смете должны быть
детализированы по источникам их финансирования,
по созданным на предприятии в соответствии
с его уставом фондам, а также по целям
(направлениям) использования средств.
Список
используемой литературы
- Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
- Земельный кодекс
Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ //
СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.
- Федеральный закон
от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях"
// СЗ РФ. 02.12.2002. N 48. Ст. 4746.
- Приказ Минэкономразвития
РФ от 25.08.2005 N 205 "Об утверждении Примерного
устава федерального государственного
унитарного предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения" //
Российская газета. N 225. 07.10.2005.
- Бандурина
Н.В., Татанов С.М. Правовой режим имущества
государственного унитарного предприятия
// Право и политика. 2010. N 10. С. 1829 - 1834.
- Голодова,
Ж. Г. Финансы и кредит. учебное пособие.
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим
специальностям. - Москва: ИНФРА-М, 2009.
- Ершова И.В.
Правовой режим государственного имущества
в хозяйственном обороте: теоретические
основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция,
2001. С. 156.
- Курашко А.Г. Законодательство и
доктрина об
унитарных предприятиях на современном
этапе // Законодательство и экономика.
2006. N 8.
- Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону
от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях"
(постатейный) // Подготовлен для системы
"КонсультантПлюс", 2008.
- Матвеенко
П.В. Хозяйственные
общества и унитарные предприятия / Под ред. Ю.Л. Фадеева
// Подготовлен для системы "КонсультантПлюс",
2006.
- Право муниципальной
собственности (цивилистические и социальные
аспекты): Монография / Ю.Е. Попов, В.А. Рыбаков,
В.Н. Соловьев и др. М.: Юрист, 2009. 166 с.
- Рогова, О.
Эффективность заимствования - системная
проблема // Экономист (Финансовая политика)
N 4 // N 4. 2010 С. 79-83
- Романова
Т. Ф., Финансы и кредит. учебник для студентов,
обучающихся по специальности "Финансы
и кредит". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Сабитова,
Н. М. Государственная финансовая политика:
проблема целей // Финансы и кредит (Финансовая
политика) N 27 // N 27. 2010 С. 8-13
- Степанов
В.Г., Кравченко Н.Н. Унитарное
предприятие как имущественный комплекс // Законодательство
и экономика. 2003. N 9.
- Сухарев
О.С. Финансовая политика государства:
концептуальные подходы к ее организации
// Финансовый вестник: финансы, налоги,
страхование, бухгалтерский учет. 2010. N
9. С. 3 - 15.
- Финансовая
политика России. учебное пособие для студентов,
обучающихся по специальности "Финансы
и кредит". - Москва: Финансы и статистика,
2008
- Фролова
Е.Е., Ермаков С.Л. К вопросу о государственной
политике в области государственного
финансового контроля и банковского надзора
// Финансовое право. 2011. N 4. С. 19 - 21
- Хансен Э.
Денежная теория и финансовая политика.
М.: Дело, 2006. С. 245.