Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы РФ.
Предмет исследования: особенности финансовой системы РФ.
Объект исследования: финансовая система РФ.
Задачи исследования:
раскрыть сущность и структуру финансовой системы;
определить характеристику звеньев финансовой системы;
рассмотреть бюджетную систему РФ как важнейший элемент финансовой системы общества;
определить направления перспектив развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Понятие финансовой системы РФ и её структура.....................................5
2. Децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.........................................................................................................12
3. Бюджетная система страны и её звенья....................................................18
4. Направления совершенствования финансовой системы РФ...................23
Заключение.......................................................................................................27
Список использованной литературы.............................................................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

     В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов, включая в них и банковский кредит.

     Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Федерации  и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

     Современная финансовая система Российской Федерации  формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться  разнообразные внебюджетные и бюджетные  целевые фонды, подобные тем, которые  существуют в других странах. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

     Каждое  из звеньев финансовой системы концентрирует  специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.      Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.

     Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

     Внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  фонды - новое звено финансовой системы  Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

     В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства  и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с  недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.

     Финансы предприятий, организаций, учреждений - обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли . Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций.

     Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они  непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем  распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

     Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т.д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

     Кредит  выражается в привлечении свободных  денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды  и предоставлении другим субъектам  во временное использование на началах возмездности, платности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.

     Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством  которых образуется государственный  долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

     Государственный долг может быть внутренним (порядок  образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

     Вместе  с тем и государство может  предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

     Банковский  кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

     В условиях перехода к рыночной экономике  круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений  значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

     В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Децентрализованные звенья финансовой системы и их          финансовые отношения 
     
     

     Децентрализованные  финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в  сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.

     Решающую  роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

     В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций  могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

     Выполнение  этих принципов определяет стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального   развития   трудовых   коллективов   становится    прибыль.

     Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

     Предприятия стали свободны от мелочной опеки  со стороны государства, но вместе с  тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

     Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют  производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

     Некоммерческие  организации (благотворительные и  религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые  для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

     Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, они функционируют  в сфере материального производства, где в основном создается национальный продукт и национальный доход. 

     Финансы предприятия - это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской  деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

 По  экономическому содержанию всю  совокупность финансовых отношений  коммерческих предприятий можно  сгруппировать по следующим направлениям:

Информация о работе Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы