Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы РФ.
Предмет исследования: особенности финансовой системы РФ.
Объект исследования: финансовая система РФ.
Задачи исследования:
раскрыть сущность и структуру финансовой системы;
определить характеристику звеньев финансовой системы;
рассмотреть бюджетную систему РФ как важнейший элемент финансовой системы общества;
определить направления перспектив развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Понятие финансовой системы РФ и её структура.....................................5
2. Децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.........................................................................................................12
3. Бюджетная система страны и её звенья....................................................18
4. Направления совершенствования финансовой системы РФ...................23
Заключение.......................................................................................................27
Список использованной литературы.............................................................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

     Напротив, как юридическая категория бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет-план), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет-закон). При этом такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

     С экономической точки зрения функционирование бюджетной системы осуществляется в процессе совершенствования бюджетного строительства. Вместе с тем нельзя не признать, что с юридической точки зрения бюджетная система любого государства функционирует посредством последовательной цепи бюджетных правоотношений. Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.

С зарождением  и формированием государства  связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

     Функции бюджета – это дискуссионный  вопрос. Существуют 2 подхода к определению  функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции: распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и критическую.

     Итак, согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции:

     1. распределительно-перераспределительную;

     2. контрольную;

     Значение  распределительно-перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). Причем с экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

     Задачи  бюджета:

     1) перераспределение ВВП;

     2)финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

     3) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     4) контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

     Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

     Бюджетная система – это главное звено  финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

     Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

     В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

     - федеральный бюджет Российской  Федерации и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

     - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых  и областных бюджетов, 10 окружных  бюджетов автономных округов,  один бюджет автономной области,  городские бюджеты Москвы и  Санкт - Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - местные бюджеты (около 29 тысяч  городских, районных, поселковых  и сельских бюджетов). 

     Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических анализов.

     Государство с помощью государственного бюджета  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  стадии.

     1. Образование доходов бюджета.

     В процессе образования доходов бюджета  происходит изъятие части ВВП  в пользу государства. В связи  с этим возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

     Доходы  бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны  обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства  или при перераспределении уже  полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

     2. Использование (расход) бюджетных  средств.

     Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

     Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

       В основном расходы бюджета  носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др. Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

     Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

     Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

     Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. 

     Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов  федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

     Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

     1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

     2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

     3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля. 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 28) бюджетная система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов Государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Направления совершенствования финансовой системы РФ 
     

     За  предшествующие годы был проведен ряд  реформ практически во всех областях системы государственных финансов. Благодаря этим реформам была значительно повышена эффективность управления государственными финансами, укреплена ее материально-техническая и кадровая базы. Реформы в области государственных финансов внесли существенный вклад в поступательное развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации в 2000е годы. Однако в настоящее время система государственных финансов России стоит перед рядом новых вызовов, связанных как с проблемами внутреннего развития страны, так и с вопросами, относящимися к определению места и роли России в мировой экономике и системе международных финансовых отношений. Актуальность этих вызовов стала очевидна. В частности, в результате воздействия на Россию международного финансового кризиса 2008-2009 гг.

Информация о работе Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы