Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы РФ.
Предмет исследования: особенности финансовой системы РФ.
Объект исследования: финансовая система РФ.
Задачи исследования:
раскрыть сущность и структуру финансовой системы;
определить характеристику звеньев финансовой системы;
рассмотреть бюджетную систему РФ как важнейший элемент финансовой системы общества;
определить направления перспектив развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Понятие финансовой системы РФ и её структура.....................................5
2. Децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.........................................................................................................12
3. Бюджетная система страны и её звенья....................................................18
4. Направления совершенствования финансовой системы РФ...................23
Заключение.......................................................................................................27
Список использованной литературы.............................................................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

     В области совершенствования управления финансами на внутригосударственном уровне, можно выделить два направления, требующих особого внимания.

     К первому направлению относится  проблема повышения эффективности  управления общественными финансами  на региональном и муниципальном  уровнях бюджетной системы. Многие регионы и муниципалитеты России не обладают ни достаточными налоговыми полномочиями, что позволило бы им увеличить собственные доходы, ни полномочиями и навыками существенного и эффективного сокращения расходных обязательств, что в совокупности не дает возможности проводить взвешенную и бездефицитную бюджетную политику.

     Ко  второму направлению относится  совершенствование налоговой системы  Российской Федерации. Совершенствование  требуется, в особенности, в части  перехода на рыночные принципы налогообложения недвижимости, налогообложения операций с трансфертными ценами и налогообложения добычи нефти и газа. Без существенного улучшения качества налогового администрирования невозможно добиться ни поступления дополнительных доходов для бюджетной системы за счет роста собираемости налогов, ни повысить прогнозируемость и справедливость налоговых обязательств экономических агентов.

     С точки зрения создания благоприятной  внешней среды для развития российской финансовой системы также можно выделить два приоритетных направления. Во-первых, международный финансовый кризис 2008-2009 гг. показал уязвимость финансовой системы, и в целом экономики России перед воздействием неблагоприятного развития международной финансовой системы. В условиях усилившейся в последние годы волатильности мировой экономики и финансовых рынков, чрезвычайно актуальным является создание механизмов защиты от внешних финансовых и экономических шоков. Одним из таких механизмов является укрепление роли российского рубля в качестве региональной валюты. Расширение использования рубля создаст предпосылки для улучшения условий и увеличения объемов торговли между Российской Федерацией и государствами-партнерами. Переход на расчеты в рублях позволит перейти к использованию рубля в качестве региональной резервной валюты и снизит валютные риски как для Российской Федерации, так и для ее экономических партнеров.

     Во-вторых, усиливающаяся взаимозависимость  между российской и мировой финансовыми  системами требует более активного  участия России в системе международных финансовых институтов. При этом международный финансовый кризис выявил определенное несовершенство и несоответствие деятельности международных финансовых организаций стоящим перед ними задачам. Необходимость адаптации к изменившимся условиям требует как совершенствования функций, инструментов и политик международных финансовых организаций, членом которых является Россия, так и соответствующего развития механизмов сотрудничества с международными финансовыми организациями с российской стороны, выработки позиции и предложений Российской Федерации по различным аспектам деятельности международных финансовых организаций. Предпринимаемые в настоящее время мировым сообществом усилия по преодолению последствий глобального финансово-экономического кризиса и реформированию международной финансовой архитектуры в целом создают благоприятные условия для усиления роли России в деятельности международных финансовых организаций и повышения эффективности взаимодействия с ними. К результатам выполнения задачи по повышению эффективности взаимодействия с международными финансовыми и экономическими организациями прежде всего относится обеспечение максимально эффективного использования преимуществ международных финансовых организаций в интересах Российской Федерации.

     Благодаря росту своей экономики, масштабным реформам государственных финансов в 2000х гг., проведению ответственной  долговой политики, в частности, конструктивному  взаимодействию с Парижским и  Лондонским клубами, Россия переходит  из положения страны-реципиента международной финансовой и технической помощи, в положение страны, таковую помощь предоставляющую. Это открывает новые возможности для усиления влияния России на международной арене, но, в то же время, требует тщательной проработки механизмов предоставления финансовой и технической помощи. Статус страны-донора так же предъявляет высокие требования к России с точки зрения проведения ответственной финансовой, и, в частности, долговой политики.

     В условиях ограниченности бюджетных  ресурсов и необходимости повышения эффективности их использования в период после кризиса четыре указанных направления развития имеют непосредственную связь с вопросами обеспечения эффективности бюджетных расходов. Для решения общей задачи обеспечения тесной взаимосвязи бюджетных расходов и реализации мер бюджетной и финансовой политики в этих областях с достижением установленных целевых результатов требуется обеспечить проведение комплексной программы совершенствования нормативной правовой и методической базы, развития аналитических, информационных возможностей Минфина России и других органов государственной и муниципальной власти, а также обеспечение существенного роста институциональных возможностей органов государственной власти, ответственных за эти направления политики, за счет развития человеческого капитала и использования передового международного опыта.

     Проведение  ответственной и эффективной  бюджетной политики на уровне Российской Федерации и в ее регионах является важнейшим инструментом региональной политики государства, которая направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Для этого необходимо обеспечить условия, чтобы каждый регион имел необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов. Эта позиция Правительства России обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

     Меры  в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов, как определено в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», нацелены на обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, а также на стимулирование инновационной деятельности.

     Повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления определено как цель реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

     В качестве задач развития межбюджетных отношений и инструментов

управления  бюджетным процессом в Концепции  межбюджетных отношений и организации  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года Правительство России определило:

     •  создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

     •  корректировку механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

     •  совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

     •  формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов;

     •  дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах отмечена важность расширения и укрепления налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, совершенствования налогового администрирования. Отмечена необходимость проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов. В сфере межбюджетных отношений указано на необходимость обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов, в том числе за счет участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов, перехода к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость субъектами Российской Федерации и муниципалитетами, корректировки принципов предоставления межбюджетных трансфертов, разработки механизма мониторинга реализации программ повышения эффективности расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оказания региональным органам власти финансовой помощи с учетом их результатов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 

     Финансовая  система - совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

     В первой главе курсовой работы подробнее рассмотрели характеристики составных подсистем финансовой системы. Таким образом, финансовая система - это система взаимосвязанных элементов: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. Каждый элемент в свою очередь делится на звенья, что в едином целом составляет структуру влияющих друг на друга финансовых сфер государства.

     Современная финансовая система в определённой степени приблизилась к структуре финансовых систем западных стран, имеющие федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя финансовая система России достаточно противоречива и требует серьёзной доработки

     Во  второй главе рассмотрели децентрализованные звенья финансовой системы и выяснили, что финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

       В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.

     В третьей части курсовой работы мы подвергли исследованию бюджетную систему РФ. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

     Бюджет  является инструментом мобилизации  средств всех секторов экономики  для проведения государственной  внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

     Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами.

     В итоге четвёртой главы можно сказать, что преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходима корректировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства. 

     Таким образом, проанализировав множество  источников можно сделать вывод, что финансовая система Российской Федерации координирует движение денежных средств посредством различных  фондов и требует постоянного совершенствования, учитывая постоянно меняющиеся экономические условия и предпосылки.

 

      Список использованной литературы 
 
 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 21 октября 1995г. –М.: Спартак,1996.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
  4. Ковалева А.М., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  5. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
  6. Финансы: Учебное пособие / под ред. Романовского М.В. - М.: Денежное обращение и кредит, 2001.
  7. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. С. 11
  8. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М., ЮНИТИ, 2000.
  9. Колесникова В.А. Финансовая система РФ / Финансы и кредит, №4, 2007г.
  10. Лялин В.А. Финансовый рынок в России / Деньги, №7, 2007г.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007
  12. Повышение устойчивости финансовой системы страны - важное направление деятельности Минфина России // Финансы. - М.: Финансы. - 2006. - №5. - с.3-14;
  13. Стабильность финансовой системы как условие устойчивого социально-экономического развития России / С.В. Рассказов, А.Н. Рассказова // Финансовый менеджмент. - М.: Финпресс. - 2007. - №3. - с.112-126;
  14. Бабич А.М. Финансы, денежное обращение - М: Инфра-М, 2005г.
  15. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2002. – 340 с.  
  16. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник: [для вузов по экономическим специальностям] – М.: Дашков и Ко, 2005. – 336 с.

Информация о работе Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы