Финансовая система РФ. Характеристика структурных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:20, творческая работа

Описание

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pptx

— 222.60 Кб (Скачать документ)

ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕТОВ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ 

Подготовила: Студентка гр.8816 Шабалина Ю.Ю. 

Руководитель  курсовой работы: доц., к.э.н. Медведева С.Н.

Часть I. Теоретические аспекты рассматриваемого вопроса

       Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

      

        В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств). 

 

   Финансовая  система Российской Федерации

   Государственные и муниципальные финансы

      Бюджетная система

      Государственный и муниципальный кредит

      Внебюджетные  фонды

   Финансы хозяйствующих субъектов

      Финансы домашних хозяйств

      Финансы финансовых посредников

      Финансы коммерческих организаций

      Финансы некоммерческих организаций 

Страхование

Глава I. Государственные и муниципальные финансы

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

   Бюджетная система

      Федеральный бюджет

      Бюджеты субъектов Российской Федерации

      Муниципальные бюджеты

      Бюджеты государственных Внебюджетных фондов

Бюджеты субъектов российской федерации  включают: 

  1. 21 бюджет республик в составе Российской Федерации;
  2. 9 бюджетов краев;
  3. 45 бюджетов областей
  4. Бюджет автономной области;
  5. 4 бюджета автономных округов;
  6. бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают: 

1829  бюджетов районов;

1091 бюджет городов;

512 бюджетов городских районов и округов;

1739 бюджета  поселков городского типа;

19 591 бюджета сельских администраций. 

      Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны,в том числе о материальном положении основной части населения.

  
     Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты.
 

    Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. 

    Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджет  субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.  

Государственные внебюджетные Фонды 

    Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. 

     Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

   Фонды различаются по правовому положению и целям создания. 

    По правовому положению фонды делятся на:

  1. Государственные - находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации);
  2. Местные - находятся в распоряжении органов местного самоуправления.
 

    В зависимости от целевой направленности расходования средств

внебюджетные  фонды подразделяются на:

  1. Фонды социального назначения - предназначены в основном для решения задач социального характера;
  2. Экономические фонды - имеют экономическую направленность.

   

    В России действуют следующие  государственные социальные внебюджетные  фонды:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  3. Федеральный фонд и территориальные

фонды обязательного медицинского страхования (соответственно

ФФОМС и ТФОМС).* 

    К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относятся:

  1. Ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды;
  2. Фонды территориального (регионального) развития.
 

     Они создаются на федеральном уровне по решению органов Федерального Собрания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления. 

*Подробнее  задачи и функционирование  этих фондов будет  рассмотрено в  практической части  курсовой работы.

Государственный и муниципальный кредит 

    Государственный  кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит и число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. 

    Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

 В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. 

    Как  экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ  КРЕДИТА:

  1. Добровольный характер;
  2. Движение кредита является двусторонним, так как государственный кредит основывается на принципах возвратности и платности.
 
 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА:

1. Распределительная;

2. Регулирующая;

3. Контрольная. 

ФОРМЫ ВНУТРИКЭОНОМИЧЕСКОГО КРЕДИТА:

  1. Государственные займы;
  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы;
  3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
  4. Казначейские ссуды;
  5. Гарантированные займы.
 

    ФОРМЫ ВНЕШНЕГО КРЕДИТА:

    1. Внешнеторговый  кредит;

    2. Финансовый  кредит;

    3.Валютный  кредит. 
     
     

глава II.Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы домашних хозяйств 

    Финансы домашних хозяйств - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. 

    Под домашним хозяйством с экономической точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления.

    Домашнее хозяйство (в лице его членов-представителей) в системе рыночных отношений выступает в качестве:

  1. Покупателя и потребителя товаров и услуг;
  2. поставщика факторов производства (труд, капитал);
  3. накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода;
  4. кредитора или заёмщика для различных финансовых посредников и институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и др.);
  5. налогоплательщика, формирующего бюджет.

ФУНКЦИИ  ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 

   Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции:

1. Распределительная – выполняя эту функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

    Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства. 

2. Контрольная – посредством этой функции домашние хозяйства осуществляют контроль за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за

целевым использованием средств этих фондов. 

Информация о работе Финансовая система РФ. Характеристика структурных элементов