Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:55, контрольная работа

Описание

Система финансов в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Содержание

1. Особенности финансовой системы РФ 3
2. Основные принципы финансовой политики РФ 5
3. Функции и задачи Министерства финансов РФ 7
4. Роль Федерального собрания в финансовой системе РФ 9
5. Чем занимается Федеральное казначейство, Министерство экономического развития и торговли, Государственный таможенный комитет и другие органы управления финансами 10
6. Региональные и местные органы управления финансами 18
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науке Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пермский  институт (филиал)

Государственного  общеобразовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический  университет» 
 
 

                                                    Кафедра экономического анализа и статистики 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

   ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

   
 
 
 

                                                 Выполнил – студент 2 курса заочной формы

                                             обучения учетно-финансового факультета,

                                              группы МЗ-24 № зачетки (шифр)  МБ-001410

                                             Бабаев Октай Ширинбала оглы.

                                                 Руководитель – Трошина Ольга Владимировна 

                                           Оценка________________________________ 

                                            Дата__________________________________ 

                                             Подпись_______________________________ 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2009

 

Содержание

 

                   1. Особенности финансовой системы РФ

 

        Система финансов  в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

      В целом, вся система финансов состоит  из трех укрупненных подсистем: (рис.1.) [3;138]

      1) государственных и муниципальных финансов;

      2) финансов хозяйствующих субъектов;

      3) финансы населения.

              

      Рисунок 1. Структура финансовой системы

      Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь делятся на более частные подсистемы.

      Государственные и муниципальные финансы:

  • Бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований;

      Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты  территорий, а последние не включаются в Федеральный республиканский  бюджет. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

  • Целевые внебюджетные фонды;

      Государственный внебюджетный фонд - форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Важнейший среди внебюджетных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются  за счет страховых взносов работодателей  и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших на Чернобыльской АЭС. К целевым внебюджетным  фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

  • Государственный кредит.

      Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности.

      Финансы хозяйствующих субъектов:

  • Коммерческие предприятия и организации;
  • Финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
  • Некоммерческие организации.

      Финансы хозяйствующих субъектов - являются системой отношений, которые связаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников этих средств. Другими словами, финансовые процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходов и расходов. [2;117]

      2. Основные принципы финансовой политики РФ

 

      Финансовая  политика - совокупность мероприятий  государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее  правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), т.к. они обладают определенными законодательными правами.

      Итак, исходя из задач, поставленных перед  финансовой  политикой, к которым можно отнести такие как:

    • обеспечение высокой занятости,
    • стимулирование экономического роста,
    • выравнивание платежного баланса и др.,

      Ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика  экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения  деловой активности (сдерживающая).

      Под первой, то  есть  политикой  экономического  роста  понимают систему финансовых  мер,  направленных  на  увеличение  фактических  объемов валового  национального  продукта  и повышение уровня  занятости.   Данная стимулирующая финансовая политика включает:

    • рост государственных расходов;
    • снижение налогового бремени.

      Если  же правительство пытается удержать объем  выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность  цен,  то  считается,  что  государством  проводится   политика стабилизации. При этом было бы неверно считать,  что  политика  стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в  их  стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как  между  данными понятиями существуют серьезные различия. Например,  политика  экономического роста может проводиться государством и в период, когда  свойственный  стране объем  производства  уже   превышен   и   производство   стремится к  его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

      В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена  на  уменьшение  реального  объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется  правительством  в  период  подъема  или бума с целью избежание  кризиса перепроизводства,  и инфляции  возникающей вместе с избыточным спросом.

      Сдерживающая  политика подразумевает [1;134]:

    • уменьшение правительственных расходов;
    • увеличение налогов.

      Первый  принцип финансовой политики можно  сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание  предпринимательской активности и  повышение уровня занятости населения.

      Вторым  принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

      Третий  принцип финансовой политики – влияние  с помощью финансовой политики на рациональное использование природных  ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

      3. Функции и задачи Министерства финансов РФ

 

      Первостепенными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

  • развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
  • разработка проекта, обеспечение и исполнения федерального бюджета;
  • организация государственного финансового контроля;

      В рамках своей деятельности Минфин РФ осуществляет ряд функций: [5;175]

  • осуществляет мероприятия по совершенствованию бюджетной системы РФ и  развитию межбюджетных отношений с субъектами РФ;
  • разрабатывает проекты по финансовому оздоровлению экономики страны;
  • разрабатывает направления кредитно-денежной политики;
  • принимает участие в разработке НПА;
  • разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;
  • осуществляет совершенствование методов бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета;
  • осуществляет координацию политики федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;
  • принимает участие в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
  • проводит совместно с Банком России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
  • участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;
  • осуществляет совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;
  • осуществляет проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

      4. Роль Федерального собрания в финансовой системе РФ

 

      Федеральное Собрание выражает интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения периодических и свободных выборов. Выборная система направлена на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

      Федеральное Собрание РФ имеет исключительное право принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы.

      Ни  один закон не может вступить в  силу, если он не рассмотрен, не одобрен  и не принят парламентом. Федеральное  Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

      Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной  Думы и Совета Федерации. Государственная  Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат, разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы.

      Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная  Дума могут собираться совместно: для  заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений  руководителей иностранных государств. [4;96]

      Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение  в системе органов государственной  власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

    1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
    2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
    3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Информация о работе Финансовая система РФ