Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:15, реферат

Описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии (производство, распределение, обмен и потребление), которые в современном обществе опосредуются деньгами. Являясь основным понятием товарного хозяйства, деньги, в настоящее время, становятся наиболее существенной категорией всей экономической системы и главным элементом денежного хозяйства страны. Понятие “денежное хозяйство страны” идентично принятому в западной терминологии понятию “финансы”[4, с 45].

Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также конкретных субъектов хозяйствования.

Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов составляет финансовую систему общества.

Структура финансовой системы –  это совокупность её элементов и  связей между ними.

Финансовая система состоит  из трёх основных элементов:

совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

совокупность создаваемых в  каждом звене денежных фондов;

система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами. 

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы  и методы образования и использования  денежных фондов и доходов. 

Финансовые системы разных стран  имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами  и организационно - правовыми формами.

В советский период в структуре  системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий  и отраслей народного хозяйства  и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как  отдельную подсистему, государственный  кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы (рис. 1).

В целом, вся система финансов состоит  из трех укрупненных подсистем:

1)  государственных финансов;

2)  страхования;

3)  финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

Эти укрупненные подсистемы в зависимости  от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают: бюджетную систему; внебюджетные фонды; государственный кредит.

2. Страхование включает: личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих  субъектов включают: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

финансы некоммерческих организаций.

Рис. 1.Финансовая система  РФ

Процесс организации  и регулирования финансовой системы  общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую роль финансовой системы государства.

Финансовая система  России построена в соответствии с принципами:

сочетания территориального и отраслевого подходов;

обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;

четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер) [4, с 50]:

государственных и муниципальных  финансов

финансов хозяйствующих  субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно  участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств. 

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет  структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли  и не распределяют полученную прибыль  между учредителями. Финансовые ресурсы  им необходимы только для осуществления  своей уставной деятельности. Это  также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации. 

Участниками товарного  производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования  юридического лица). Под деятельностью  таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования[6, с 178]:

финансы коммерческих организаций

финансы некоммерческих организаций 

финансы ПБЮЛ.

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Сфера финансов государственные  и муниципальные финансы состоит  из двух звеньев:

финансы государственного бюджета 

финансы внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный бюджет как центральное звено

финансовой системы государства, его доходы и расходы. Фискальная политика РФ

 

Государственный бюджет – представляет собой основной финансовый план образования и использования  фонда денежных доходов и расходов государства.

По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства.

Доходная часть показывает откуда поступают денежные средства. Расходная часть показывает на какие именно цели направляются средства государства. Источниками доходной части государственного бюджета являются: налоги (прямые и косвенные). Они составляют от 80 до 90% дохода государства:

государственные займы, составляющие от 10 до 20% доли государственного бюджета;

эмиссия бумажных и кредитных  денег. Этот источник правительство использует в том случае, когда располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов.

Расходная часть бюджета  используется, прежде всего, на социальные пособия, образование, здравоохранение. С помощью этих расходов государство снижает разрыв в доходах различных социальных групп. Большая часть расходов государства направляется на финансирование производства, административно-управленческую деятельность, на оборону и т. д. Особо предусматриваются субсидии сельскому хозяйству. В период кризисов выделяет из расходной части бюджета значительные средства для финансирования антикризисной деятельности. Все правительства стремятся, чтобы доходная часть равнялась расходной. Их соответствие называют балансом дохода. На практике же расходная часть обычно превышает доходную. Это называется «бюджетным дефицитом».

В основе построения бюджета лежит ряд принципов, важнейшим из которых является принцип единства. Он означает, что бюджет объединяет все доходы и расходы государства. Следующим можно назвать принцип полноты, который предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Можно отметить также принцип реальности, который предусматривает правдивое отражение в бюджете всех доходов, расходов, финансовых операций и соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие  функции: распределительную (через  госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода). Он выполняет также контрольную функцию (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать). Регулирующая функция  позволяет через изменение доходов и расходов госбюджета смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Англия, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного, включает также бюджеты промежуточного уровня: штатов (США), земель (Германия), республик (Россия). Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяется бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. Он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти.

Каждый бюджет имеет  собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. Соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом.

Так, за счет центрального бюджета финансируются крупные  общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д.

Региональные, муниципальные  денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов, содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.п.

Информация о работе Финансовая система РФ