Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:15, реферат

Описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита  происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты[4].

Формой внутреннего  долга, наряду с обязательствами  перед отечественными банками, являются займы денег государством у населения. Постоянное использование займов для  покрытия дефицита государственного бюджета снижает эффективность подобного хозяйственного маневра.

Самый опасный путь погашения  бюджетного дефицита - это выплата  государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государство прибегает в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами. Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

Управление государственным  долгом включает следующие меры: эффективное  использование средств заимствования; нейтрализация негативных последствий государственного долга; поиск средств для выплаты долга.

Чтобы избежать все негативные последствия государственного долга, необходимо постоянно вести работу по сбалансированию бюджета.

Однако практика ежегодного сбалансирования бюджета выявила существенный недостаток - усиление циклических колебаний.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

В случае, если валюта государства  неконвертируема, различают два  типа госдолга:

Внешний государственный  долг— это задолженность страны государствам, организациям, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от иностранного долга тем, что внешний долг — это средства, которые государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере национального продукта и падению престижа страны.

Внутренний долг представляет собой задолженность государства  предприятиям, организациям и населению  своей страны.

Экономические последствия  государственного долга для страны многообразны. Во-первых, он сокращает  запас капитала в экономике. Во-вторых, процентные платежи по государственному долгу очень обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В-третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов в пользу наиболее обеспеченных слоев населения.

Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные  займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита; в зависимости  от величины и причин государственного долга определяются мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долг правительства — это долг, покрываемый налогоплательщиками.

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2007 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. Однако уже в 2010 году государственный долг Казахстана достиг 100% ВВП.

Заключение

 

Итак, финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы: общегосударственные финансы; финансы предприятий и организаций.

Финансовая система  в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет  организационную структуру и  складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы  — общегосударственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. 
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. 
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями  функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно,, особой ролью в финансовой системе.

Список использованной литературы

 

  1. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 149 с.
  2. Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: Инфра, 2009. – 563 с.
  3. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 5-е изд..- Мн.: Выш.шк., 2007. – 490 с.
  4. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, под редакцией Н.В. Колчиной. 5-е изд. - М..ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 521 с.
  5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ Под редакцией Н.Ф. Самсонова. – М..ИНФРА-М, 2009. – 589 с.
  6. Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 456 с.

 

 


Информация о работе Финансовая система РФ