Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
2. Правовые и законодательные основы финансовой системы Республики Казахстан
2.1 Правовые основы функционирования финансовой системы РК
2.2 Государственная политика в сфере регулирования финансового сектора Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, состоянием финансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер – совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики – ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.
1.2 Структура и особенности
формирования и развития
Главным звеном финансовой системы РК является государственный бюджет – годовой план доходов государства и его расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованиям жить по средствам.
Бюджетная политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно сказывается на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики.
Доходная часть
Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики.
Структура финансовой системы Республики Казахстан представлена на рисунке 2.
Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется целью создать наилучшие условия для функционирования рыночной системы – это охрана института частной собственности, создание условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств на поддержание высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.
Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:
1) разработку основных
направлений социально-
2) разработку государственных
социально-экономических и
3) разработку и исполнение республиканского бюджета;
4) разработку и осуществление мер по укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организацию управления
государственной
7) решение вопросов социально-
8) разработку мер по
реализации
9) осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы
управляются Министерством
Аппарат финансовой системы
проводит свою деятельность в соответствии
с Конституцией Республики Казахстан,
с действующим
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция – как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции
взаимодействуют с
Задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.
Таким образом, общегосударственные финансы Казахстана представлены государственным бюджетом, внебюджетными фондами, государственным кредитом и фондами страхования. Самую большую роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет.
1.3 Анализ показателей финансового сектора экономики на современном этапе
Рассмотрим более подробно показатели финансового сектора на современном этапе (таблица 1).
Таблица 1. Основные показатели финансовой системы Республики Казахстан по состоянию на 1 марта 2009 года, млрд. тенге
Наименование |
Банковский сектор |
Накопитель-ные пенсионные фонды |
Страховой сектор |
Небанковские организации |
Совокупные активы |
13 373,2 |
69,1 |
293,9 |
212,7 |
Совокупные обязательства |
11 993,7 |
12,9 |
123,7 |
164,0 |
Собственный капитал |
1 379,5 |
59,2 |
170,2 |
48,7 |
Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны [6]. По состоянию на 1 марта 2009 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 37 банками второго уровня.
Совокупные активы банков
по состоянию на 1 марта 2009 года составили
13 373,2 млрд. тенге, увеличившись за месяц
на 1 450,6 млрд. тенге или 12,2%. Значительное
увеличение активов обусловлено
переоценкой активов
На 1 марта 2009 года совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 1 935,0 млрд. тенге, уменьшившись за месяц на 4,5 млрд. тенге или 0,2%.
Ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) по состоянию на 1 марта 2009 года составил 10 243,7 млрд. тенге, увеличившись за февраль на 1 126,7 млрд. тенге или на 12,4%. При этом, займы нерезидентам РК на 1 марта текущего года составили 1 887,6 млрд. тенге или 18,4% от ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. данный показатель составлял 1 424,1 млрд. тенге или 16,1%). По состоянию на 1 марта 2009 года, займы выданные в иностранной валюте составили 58,8% от совокупного судного портфеля.
В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 марта 2009 года доля стандартных кредитов составила 37,6%, сомнительных – 55,2%, безнадежных – 7,2%. (По состоянию на 1 марта 2008 года доля стандартных кредитов составляла 41,9%, сомнительных – 56,2%, безнадежных – 1,9%). Сумма кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) 1 составила 1 234,4 млрд. тенге или 12,1% от совокупного ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. – 354,5 млрд. тенге или 4,0%). 3
Займы, по которым имеется просроченная задолженность по платежам свыше 90 дней на 1 марта текущего года составили 656,4 млрд. тенге или 6,4% от ссудного портфеля банков (на 1.01.2009 г. – 476,3 млрд. тенге или 5,2%).
Объем провизий по займам по состоянию на 01 марта 2009 г. составил 1 499,5 млрд. тенге или 14,6% от кредитного портфеля, за отчетный месяц, увеличившись на 413,9 млрд. тенге или 38,1%. Провизии увеличились, в связи с доформированием провизий против займов выданных в иностранной валюте (переоценка в связи девальвацией тенге в феврале 2009 года), а также значительным доформированием провизий одним банком, по итогам проведения инспекторской проверки.
Рисунок 3. Динамика кредитного портфеля банков с 01.01.08 по 01.03.09
Общая сумма депозитов от юридических и физических лиц (за исключением банков и международных финансовых организаций) по состоянию на 1 марта 2009 года составила 8 137,6 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 1 202,4 млрд. тенге или на 17,3%. Сумма вкладов юридических лиц (без учета вкладов дочерних организаций специального назначения) составила 3 795,7 млрд. тенге (46,6% от общей суммы вкладов), увеличившись за февраль на 602,3 млрд. тенге (18,9%). Вклады дочерних организаций специального назначения составили 2 718,0 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 482,6 млрд. тенге или на 21,6%, в связи с переоценкой вследствие девальвации тенге в феврале 2009 года. Сумма вкладов физических лиц составила 1 623,9 млрд. тенге (20,0% от общей суммы вкладов), увеличившись за февраль 2009 года на 117,5 млрд. тенге (7,8%). По состоянию на 1 марта 2009 года, вклады, номинированные в иностранной валюте, составили 54,3% от совокупных вкладов клиентов (без учета вкладов дочерних организаций специального назначения).
Таблица 2. Обязательства перед нерезидентами БВУ РК по срокам платежа, оставшимся до погашения по состоянию на 1 марта 2009 года. млрд. тенге
Наименование |
Сумма |
до востребования |
73,3 |
до 1 месяца |
227,5 |
от 1 до 3 месяцев |
296,3 |
от 3 месяцев до б месяцев |
223.5 |
от б месяцев до 1 года |
603,9 |
от 1 года до 2 дет |
721,8 |
от 2 до 3 лет |
623,7 |
от 3 до 5 лет |
712,5 |
Свыше 5 лет |
1 954,8 |
Нефинансовые обязательства |
34,6 |
Обязательства перед нерезидентами |
5 471,7 |
Совокупная сумма доходов банков второго уровня на 1 марта 2009 года составила 1 305,0 млрд. тенге, что больше аналогичного показателя прошлого года в 3,2 раза. Сумма расходов – 1 568,7 млрд. тенге (без учета подоходного налога составившего на отчетную дату 1,7 млрд. тенге) что больше аналогичного показателя прошлого года в 4,2 раза. Чистый убыток банков на 1 марта 2009 года составил 265,4 млрд. тенге, при этом чистый доход на 1 марта 2008 года составил 26,5 млрд. тенге.