Финансовая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
2. Правовые и законодательные основы финансовой системы Республики Казахстан
2.1 Правовые основы функционирования финансовой системы РК
2.2 Государственная политика в сфере регулирования финансового сектора Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система,ее структура и взаимосвязь элементов.docx

— 158.82 Кб (Скачать документ)

Законом Республики Казахстан  «О государственном регулировании  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций» были определены новые цели государственного регулирования  и надзора на финансовом рынке  и финансовых организаций:

1) обеспечение финансовой  стабильности финансового рынка  и финансовых организаций и  поддержание доверия к финансовой  системе в целом;

2) обеспечение надлежащего  уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных  условий для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции  на финансовом рынке.

Законодательно определенными  задачами государственного регулирования  и надзора финансового рынка  и финансовых организаций были признаны:

1) установление стандартов  деятельности финансовых организаций,  создание стимулов для улучшения  корпоративного управления финансовых  организаций;

2) мониторинг финансового  рынка и финансовых организаций  в целях сохранения устойчивости  финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов  надзора на областях финансового  рынка, наиболее подверженных  рискам, с целью поддержания финансовой  стабильности;

4) стимулирование внедрения  современных технологий, обеспечение  полноты и доступности информации  для потребителей о деятельности  финансовых организаций и оказываемых  ими финансовых услугах.

В своей деятельности Агентство  сохранило преемственность политики и практики регулирования и надзора  финансового рынка и руководствуется, прежде всего, целью дальнейшего  реформирования системы государственного регулирования финансового рынка  – создание независимой и эффективной  системы консолидированного финансового  надзора, включая комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций.

Законодательство Республики Казахстан о государственном  регулировании и надзоре финансового  рынка и финансовых организаций  основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов  Республики Казахстан.

Целями государственного регулирования и надзора финансового  рынка и финансовых организаций  являются:

1) обеспечение финансовой  стабильности финансового рынка  и финансовых организаций и  поддержание доверия к финансовой  системе в целом;

2) обеспечение надлежащего  уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных  условий для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции  на финансовом рынке.

2. Принципами государственного  регулирования и надзора финансового  рынка и финансовых организаций  являются:

1) эффективное использование  ресурсов и инструментов регулирования;

2) прозрачность деятельности  финансовых организаций и финансового  надзора;

3) стимулирование управления  финансовых организаций, основанного  на оценке рисков;

4) комплексность мер по  обеспечению защиты интересов  потребителей финансовых услуг  путем поддержки развития новых  финансовых инструментов и услуг,  а также внедрения современных  технологий на финансовом рынке;

5) ответственность органов  финансовой организации.

Задачами государственного регулирования и надзора финансового  рынка и финансовых организаций  являются:

1) установление стандартов  деятельности финансовых организаций,  создание стимулов для улучшения  корпоративного управления финансовых  организаций;

2) мониторинг финансового  рынка и финансовых организаций  в целях сохранения устойчивости  финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов  надзора на областях финансового  рынка, наиболее подверженных  рискам, с целью поддержания финансовой  стабильности;

4) стимулирование внедрения  современных технологий, обеспечение  полноты и доступности информации  для потребителей о деятельности  финансовых организаций и оказываемых  ими финансовых услугах.

Не допускается осуществление  профессиональной деятельности на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей  лицензией, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Сделки по оказанию финансовых услуг, совершенные без соответствующей  лицензии уполномоченного органа, являются недействительными.

Пруденциальными нормативами являются экономические ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей финансовых услуг.

В случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать  пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной основе.

Определенное участие  в управлении государственными финансами  принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании  денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно  с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].

Компетенция Правительства  Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и  включает:

1) разработку основных  направлений социально-экономической  политики, стратегических и тактических  мер по ее осуществлению;

2) разработку государственных  социально-экономических и научно-технических  программ, индикативных планов;

3) разработку и исполнение  республиканского бюджета;

4) разработку и осуществление  мер по укреплению финансовой  системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;

5) осуществление структурной  и инвестиционной политики;

6) организацию управления  государственной собственностью;

7) решение вопросов социально-экономического  развития регионов;

8) разработку мер по  реализации внешнеэкономической  политики, сотрудничеству с другими  государствами и взаимодействию  с международными финансовыми  организациями;

9) осуществление иных  полномочий в соответствии со  статусом, определенным Конституцией  страны.

Общегосударственные финансы  управляются Министерством финансов.

Аппарат финансовой системы  проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов и налоговых органов.

Предупреждение, выявление, привлечение и расследование  правонарушений в сфере экономической  и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция –  как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство  и территориальные органы. В целом  их задачи состоят в обеспечении  экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование  правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в  бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.

Органы финансовой полиции  осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в отношении лиц, совершивших  правонарушения в сфере экономической  и финансовой деятельности или подозреваемых  в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству  ущерба. В их задачи входит также  совершенствование форм и методов  борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными  органами профилактических мероприятий  по вопросам своей компетенции, обеспечение  безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных  и экономических механизмов реализации своей деятельности.

Органы финансовой полиции  взаимодействуют с компетентными  органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической  и финансовой деятельности, участвуют  в аналогичной деятельности международных  организаций.

Задачами таможенных органов  являются защита экономических интересов  и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями  таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.

 

 

 

                                   Заключение

 

Проделанная работа позволяет  сказать о целях финансов и  финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в Казахстане.

Таким образом, рассмотренные  характерные черты финансов или  их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность  финансов. Если первые два признака – денежный характер финансовых отношений  и распределительный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма  существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

На основании вышеизложенного  можно сформулировать краткое определение  финансов в следующем виде: финансы  представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих  в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды  у участников воспроизводства для  удовлетворения их разнообразных потребностей.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется  определению рациональных форм изъятия  доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия  населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Рассматривая функции  финансов, следует признать, что  отдельные сферы финансовых отношений  неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в  сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен  от такового в сфере материального  производства. Более того, даже в  государственных финансах, в отдельных  их взаимосвязанных звеньях –  налогах, государственном бюджете, государственном кредите – характер функционирования неодинаков. Это позволяет  сделать вывод о наличии у отдельных сфер и звеньев финансов относительно самостоятельных подфункций, тяготеющих в большей или меньшей степени к одной из концепций – распределительной или воспроизводственной.

Во второй главе работы был проведён анализ организации  финансовой системы Казахстана. Банковская система – наиболее динамично  развивающийся сектор экономики  Казахстана. По уровню проникновения  в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны.

Информация о работе Финансовая система РК