Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:10, курсовая работа
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
Введение
1. Теоретические аспекты финансовой системы государства
1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой
1.2 Структура и особенности формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
2. Правовые и законодательные основы финансовой системы Республики Казахстан
2.1 Правовые основы функционирования финансовой системы РК
2.2 Государственная политика в сфере регулирования финансового сектора Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы
Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» были определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:
1) обеспечение финансовой
стабильности финансового
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных
условий для деятельности
Законодательно определенными задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны:
1) установление стандартов
деятельности финансовых
2) мониторинг финансового
рынка и финансовых
3) сосредоточение ресурсов
надзора на областях
4) стимулирование внедрения
современных технологий, обеспечение
полноты и доступности
В своей деятельности Агентство
сохранило преемственность
Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Законодательство Республики
Казахстан о государственном
регулировании и надзоре
Целями государственного
регулирования и надзора
1) обеспечение финансовой
стабильности финансового
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных
условий для деятельности
2. Принципами государственного
регулирования и надзора
1) эффективное использование
ресурсов и инструментов
2) прозрачность деятельности
финансовых организаций и
3) стимулирование управления
финансовых организаций,
4) комплексность мер по
обеспечению защиты интересов
потребителей финансовых услуг
путем поддержки развития
5) ответственность органов финансовой организации.
Задачами государственного
регулирования и надзора
1) установление стандартов
деятельности финансовых
2) мониторинг финансового
рынка и финансовых
3) сосредоточение ресурсов
надзора на областях
4) стимулирование внедрения
современных технологий, обеспечение
полноты и доступности
Не допускается осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей лицензией, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сделки по оказанию финансовых
услуг, совершенные без
Пруденциальными нормативами являются экономические ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей финансовых услуг.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной основе.
Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].
Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:
1) разработку основных
направлений социально-
2) разработку государственных
социально-экономических и
3) разработку и исполнение республиканского бюджета;
4) разработку и осуществление мер по укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организацию управления
государственной
7) решение вопросов социально-
8) разработку мер по
реализации
9) осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы
управляются Министерством
Аппарат финансовой системы
проводит свою деятельность в соответствии
с Конституцией Республики Казахстан,
с действующим
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция – как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции
взаимодействуют с
Задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.
Проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в Казахстане.
Таким образом, рассмотренные характерные черты финансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака – денежный характер финансовых отношений и распределительный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.
На основании вышеизложенного
можно сформулировать краткое определение
финансов в следующем виде: финансы
представляют собой совокупность особых
экономических отношений, возникающих
в процессе распределения и
Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Рассматривая функции
финансов, следует признать, что
отдельные сферы финансовых отношений
неоднозначны по содержанию операций,
объектам действия, целям. Например, в
сфере государственных финансов
характер финансовых процессов отличен
от такового в сфере материального
производства. Более того, даже в
государственных финансах, в отдельных
их взаимосвязанных звеньях –
налогах, государственном бюджете,
государственном кредите –
Во второй главе работы был проведён анализ организации финансовой системы Казахстана. Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны.