Финансовая система России и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание

Изучение данной темы курсовой работы является очень актуальным для сегодняшнего дня, это объясняется следующими положениями. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики, к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Финансовая система и ее структура…………………………………….……5
1.1. Понятие, сущность финансов и финансовой системы……………………5
1.2. Структура финансовой системы РФ………………………………………10
2. Основные направления развития финансовой системы…………………...15
2.1. Основные закономерности развития финансовой системы России…….15
2.2. Финансовые связи государства и предприятий…………………………21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………….….28

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система России ее разв.docx

— 66.76 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема « Финансовая система России и ее развитие»

 

По дисциплине «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                   

1. Финансовая система  и ее структура…………………………………….……5

1.1. Понятие, сущность финансов  и финансовой системы……………………5

1.2. Структура финансовой  системы РФ………………………………………10

2. Основные направления  развития финансовой системы…………………...15

2.1. Основные закономерности  развития финансовой системы  России…….15

         2.2. Финансовые связи государства и предприятий…………………………21

Заключение……………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………….….28

Приложения……………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Финансовая система  государства является отображением  форм и методов конкретного  использования финансов в экономике  и соответственно к задействованной  модели экономики в значительной  мере обозначается ею. Выделение  форм финансовых отношений характеризует  относительное отделение отдельных  составляющих финансов. Совокупность  этих составляющих определяется  термином «финансовая система». Как и всякая другая система,  она является не простым набором  отдельных элементов, а совокупностью  взаимосвязанных элементов, которые  имеют однородные признаки.

В качестве проблем  современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим  аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.1

Изучение данной темы курсовой работы является очень актуальным  для  сегодняшнего дня, это объясняется  следующими положениями. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики  в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от централизованно  планируемой и контролируемой экономики, к экономике, функционирующей в  соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое  важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана  надежная финансовая система,  могут  развиваться рынки денег и  капитала,  особенно первичный и  вторичный  рынки государственных  ценных бумаг.

Объект исследования – финансовая система России.

Предмет исследования –  структура и развитие финансовой системы РФ.

Цель исследования – изучить  особенности финансовой системы  в России и рассмотреть основные направления ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

1.   Финансовая  система и ее структура

1.1. Понятие, сущность  финансов и финансовой системы

 

По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование.

 Именно роль субъекта  в общественном производстве  выступает в качестве первого  объективного критерия классификации  финансовых отношений. В нашей  экономической литературе в теоретическом  плане выделяют понятия: финансы,  финансовая система, финансовая  политика.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они  охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Финансы выполняют две  основные функции: распределительную  и контрольную. 2

Распределительная функция  заключается в первичном и  вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение  обеспечивает процесс расширенного производства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируется и используется целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходив населения.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающихся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.).

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется  цель повышения эффективности использования  финансовых ресурсов, достижение более  высокого уровня жизни.

Считается, что  понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

Финансовая система –  это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие  финансовые учреждения.

По своей природе финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.  Следует уяснить, что финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег то финансовые отношения, связанные с движение фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.3

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные  с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой  транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением  денег при их дарении и наследовании.

Система финансовых отношений  включает:

  1. денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
  2. денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
  3. денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
  4. денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;

во-первых, между предприятием в целом и его структурным  подразделениями;

во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и  труда;

  1. денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;
  2. денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

В современных условиях наиболее распространенным является принцип  фискального (фискал – казенный, фискальный – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при  построении финансовой системы России.

 Принципы построения  финансовой системы:

  • Экономическая самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;
  • Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;
  • Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;
  • Доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

С помощью финансовой системы  воспроизводятся все процессы  по перераспределению общественного  продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Основными принципами построения финансовой системы государства  являются принципы демократичного централизма  и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики  и состоит в сосредоточении в  руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование  преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип  фискального федерализма означает распределение функций между  отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные  отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет.

Мероприятия государства  по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию  составляют финансовую политику. Она  включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования  государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью  различных инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния  страны. Общей тенденцией сегодня  является повышение роли правительства  и регулировании национальной экономике  через финансовую систему. Это связано  с ростом расходов на поддержание  уровня доходов, на программы по социальному  обеспечению и т.д.

 

 

 

1.2. Структура  финансовой системы РФ

 

В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это  распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные  сферы: общегосударственные финансы; финансы предприятий и организаций.

Финансовая система в  ее широком понимании включает также  и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны). Каждая из этих сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы - общегосударственных  финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и финансовых распределительных  отношений на макроуровне. Звенья второго  подразделения (финансы предприятий  и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

Информация о работе Финансовая система России и ее развитие