Финансовая система России и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание

Изучение данной темы курсовой работы является очень актуальным для сегодняшнего дня, это объясняется следующими положениями. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики, к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Финансовая система и ее структура…………………………………….……5
1.1. Понятие, сущность финансов и финансовой системы……………………5
1.2. Структура финансовой системы РФ………………………………………10
2. Основные направления развития финансовой системы…………………...15
2.1. Основные закономерности развития финансовой системы России…….15
2.2. Финансовые связи государства и предприятий…………………………21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………….….28

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система России ее разв.docx

— 66.76 Кб (Скачать документ)

2) международные расчеты  входящих в блок стран осуществляются  в валюте страны-гегемона;

3) их валютные резервы  хранятся в стране-гегемоне;

4) обеспечением зависимых  валют служат казначейские векселя  и облигации государственных  займов страны-гегемона.

В это время образовались стерлинговый, долларовый и золотой  валютный блоки.

Стерлинговый блок: был  образован в 1931 г., в него вошли страны Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), территории Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее к нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония (де-факто), Греция, Иран.

Долларовый блок: возглавляемый  США, был создан в 1933 г. В него вошли: Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал американский капитал. В июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции страны, стремившиеся сохранить золотой стандарт, создали золотой блок. Это страны: Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а позже в него вошли Италия, Чехословакия и Польша. К 1936 г., в связи с отменой золотого стандарта во Франции, золотой блок распался.

Бреттонвудская валютная система

Вторая валютная система  была официально оформлена на Международной  валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттонвудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Вторая МВС базировалась на следующих принципах: установлены  твердые обменные курсы валют  стран-участниц к курсу ведущей  валюты; курс ведущей валюты фиксирован к золоту; Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению  к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с  помощью валютных интервенций; изменения  курсов валют осуществляются посредством  девальвации и ревальвации; организационным  звеном системы являются МВФ и  МБРР.  Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию  зарубежных долларов в золото.5 Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Образуются новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что приводит  к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.

Таким образом, система твердых  обменных курсов прекратила свое существование. После продолжительного переходного  периода, в течение которого страны могли испробовать различные  модели валютной системы, начала образовываться новая МВС.

Ямайская валютная система.

Устройство современной  МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

2. Отменен  монетный  паритет золота;

3. Основным средством  международных расчетов стала  свободно конвертируемая  валюта, а также СДР и резервные  позиции в МВФ;

4. Не существует пределов  колебаний валютных курсов. Курс  валют формируется под воздействием  спроса и предложения.

5. Центральные банки  стран не обязаны вмешиваться  в работу валютных рынков для  поддержания фиксированного паритета  своей валюты. Однако они осуществляют  валютные интервенции для стабилизации  курсов валют.

6. Страна сама выбирает  режим валютного курса, но ей  запрещено выражать его через  золото.

7.  МВФ наблюдает за  политикой стран в области  валютных курсов; страны-члены МВФ  должны избегать манипулирования  валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

2.2. Финансовые связи государства и предприятий

 

Финансовые связи государства  и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и  государственными предприятиями, изображенные в таблице 2. (см.Приложение).

Как видно из таблицы, через систему  налогообложения и различных  платежей и отчислений предприятий  в государственный бюджет и иные централизованные государственные  фонды общество в лице государства  реализует право собственности  на средства производства, централизуя  часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство  финансирует предприятие посредством  прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также  предоставляет различные экономические  льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого  вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности  финансовые потоки, связывающие государство  и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время  взаимодействия государства и предприятий  других форм собственности будут  расширяться.6

Финансовые отношения между  государством и предприятиями негосударственных  форм собственности отображены в  таблице 3. (см. Приложение).

Как видно, связи эти несколько  отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений  и платежей. Основу финансовых взаимоотношений  на этом уровне должна определять экономическая  роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании  средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе  говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное  имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач. Однако следует отметить, что  государство не является лишь пассивным  исполнителем общественных функций, а  может вести себя по отношению  к предпринимателю как любой  покупатель, предоставляя заказы и  направляя свои финансовые ресурсы  в необходимую для общества сферу  производства.

Финансовая политика государства  направлена не только на сбор необходимых  обществу денежных средств и их целевое  использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя  рамки, в пределах которых функционирует  коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких  финансовых санкций государство  может изменить направленность предпринимательской  деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы  принимались продуманные, последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения  между государством и предприятиями  особого вида – общественными  организациями. Это наиболее независимый  от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается  особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и  платежей и отчислений в государственный  бюджет.

В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения  между предприятиями-контрагентами  в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы  заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений  складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями  при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся  в форме взаимоотношений предприятий  и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами  – акционерами предприятий, тогда  их финансовые взаимоотношения возникают  и по поводу долевого распределения  чистого дохода (прибыли).7

Если рассматривать банки как  своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения  правомерно отнести к группе особого  рода отношений между предприятиями, включая в число последних  и коммерческие банки.

Рыночные отношения требуют  гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков.

В условиях относительной самостоятельности  структурных подразделений предприятия  между ними также возникает ряд  финансовых отношений по поводу распределения  финансовых ресурсов, связанных с  формированием и распределением дохода и прибыли структурной  единицы, подразделения, ее коллективного  фонда оплаты труда.

Финансовые отношения между  предприятиями и населением характеризуются  наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные  социальные выплаты настоящим или  бывшим членам трудового коллектива и их семей.8

Денежные выплаты населения  предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг  населению, что непосредственно  относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи  между государством и населением, изображенные в таблице 4.(см. Приложение).

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства  населением движется в направлении  от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных  ценных бумаг.

В формировании финансовых отношений  между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в  зависимости от индивидуального  дохода.

Существует еще один важный вид  финансовых отношений. Это взаимоотношения  по поводу образования и распределения  финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и  местного уровня. В настоящее время  в условиях наличия определенной самостоятельности между этими  уровнями не существует взаимно переплетающихся  потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена  самостоятельность перечислении государству  лишь части доходов, получая при  этом лишь необходимую сумму от государства  в целях развития общественно  значимых мероприятий.

Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих  на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими  ей внешнеэкономическими связями, что  также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков  между различными странами. Участниками  таких взаимоотношений могут  быть те же субъекты, но из различных  стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном  распределении денежных средств.

 

Заключение

 

В завершении курсовой работы необходимо сформулировать следующие  основные выводы.

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство  – разделение труда. На современном  этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный  бюджет, местные финансы, финансы  государственных предприятий и  специальные правительственные  фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит  из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной системы.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей  в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим  основным - внешним - характеристикам  она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой  практике представлениям: финансовая система Российской Федерации - это  совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Информация о работе Финансовая система России и ее развитие