Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотреть вопросы современной финансовой системы России, определить место и роль финансовой системы России, раскрыть сущность и структуру современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Задачи:
- дать обзор финансовой системе России как экономического элемента;
- раскрыть основные звенья финансовой системы;
- рассмотрение функции финансов;
- раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений;
- сформулировать особенности финансовой системы России;
- подвести итог и сделать вывод финансовой системы России.

Содержание

Введение 3
1.Основная часть 5
1.1.Состав финансовой системы. 5
1.2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды. 10
1.3. Государственный кредит. 18
1.4. Фонды страхования. 24
1.5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов. 28
2.Аналитика финансовой системы РФ 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Финансы курс.р..doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

     Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

     Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

     Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

     Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов [13, 46c.].

     Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации включаются также бюджеты государственных внебюджетных фондов. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132), с Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система России состоит из трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты – 21; краевые бюджеты – 8; областные бюджеты – 50, в том числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты – 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга – 2; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч: из них 1570 районных бюджетов, 581 – городской, 762 – поселковых и 10 213 – сельских бюджетов).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты – в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет общее понятие бюджета, а также содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации, консолидированного.

Региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетной фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, а также фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Внебюджетные фонды создаются законодательными органами власти

по предложению  исполнительных органов и являются строго целевыми [12, 135c.]. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно выделение их в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды социального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда (БК ст.144):

    • Пенсионный фонд Российской Федерации,

    • Фонд социального страхования Российской Федерации,

    • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в порядке, установленном Бюджетным Кодексом РФ (ст.150)

Все бюджеты в Российской Федерации автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (Бюджетный Кодекс РФ (ст.6)). Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа. Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод консолидированных бюджетов субъектов Федерации и федерального бюджета (Бюджетный Кодекс (ст.16)); консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации – свод бюджетов муниципальных образований и бюджета субъекта Федерации. 
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст.28) бюджетная система Российской Федерации основывается на 13 принципах (гл.5 БК РФ):

    • единства бюджетной системы Российской Федерации;

 разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

    • самостоятельности бюджетов;

    • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    • сбалансированности бюджета;

    • эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    • гласности;

    • достоверности бюджета;

    • адресности и целевого характера бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации, целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.

    • подведомственности расходов бюджетов

    • единства кассы

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, применением единых форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной отчетности с одного уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны в целом или субъекта Российской Федерации.

Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством использования отчислений от регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов и использования их средств путем частичного перераспределения. Единство бюджетной системы реализуется через единую финансовую, налоговую, бюджетную политику, проводимую на всей территории страны.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. 
Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается:

•    наличием собственных доходных источников;

•    правом самостоятельно утверждать и исполнять бюджет;

•    правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств;

•    запретом на изъятие свободных остатков бюджетных средств, образовавшихся в результате увеличения поступлений доходов или экономии в расходах;

•    ответственностью за исполнение бюджетов.

Обеспечение самостоятельности бюджетов всех уровней закреплено Конституцией РФ, бюджетным и налоговым законодательством, законодательством о местном самоуправлении.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Кодексом.

Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, определенные налоговым и бюджетный законодательством, подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати всех сведений (за исключением секретных статей) об утвержденных бюджетах и государственных внебюджетных фондах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и внебюджетных фондов.

Информация о работе Финансовая система России