Построение бюджетной системы зависит
от формы административного и государственного
устройства страны. Все государства подразделяются,
в зависимости от степени распределения
власти между центром и административно-территориальными
образованиями на: унитарные, федеративные
и конфедеративные.
Унитарное государство – форма государственного устройства,
при котором административно-территориальные
образования не имеют собственной государственности
и автономии.
Бюджетная система унитарного государства
состоит из государственного и местных
бюджетов.
Федеративное государство – это система государственного устройства,
при которой государственные образования
или административно-территориальные
образования, входящие в государство,
политически самостоятельны в рамках
компетенций, распределенных между центром
и ними, и имеют собственную государственность.
Бюджетная система федеративного государства
состоит из федеративного бюджета, бюджета
членов федерации и местных бюджетов [13,
46c.].
Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств,
преследующий достижение политических
или военных целей. Его бюджет формируется
из взносов, входящих в конфедерацию. У
государств-членов конфедерации существуют
свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система –
это основанная на экономических отношениях
и юридических нормах совокупность всех
видов бюджетов страны, т.е. федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов. В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ в бюджетную систему Российской
Федерации включаются также бюджеты государственных
внебюджетных фондов. В
соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и
132), с Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная
система России состоит из трех уровней:
первый уровень – федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов
Российской Федерации. Всего их 89, в том
числе: республиканские бюджеты – 21; краевые
бюджеты – 8; областные бюджеты – 50, в том
числе 1 бюджет автономной области; окружные
бюджеты – 10; городские бюджеты Москвы
и Санкт-Петербурга – 2; бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные бюджеты (около
29 тысяч: из них 1570 районных бюджетов, 581
– городской, 762 – поселковых и 10 213 – сельских
бюджетов).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме федеральных законов;
бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов – в форме законов
субъектов Российской Федерации; местные
бюджеты – в форме нормативных правовых
актов представительных органов местного
самоуправления либо в порядке, установленном
уставами муниципальных образований.
Бюджетный кодекс РФ закрепляет общее
понятие бюджета, а также содержит легальные
определения бюджета субъекта Российской
Федерации, бюджета муниципального образования,
консолидированного бюджета Российской
Федерации, консолидированного.
Региональный бюджет –
это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта Российской
Федерации.
Местный бюджет –
это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
Целевой бюджетный фонд –
это фонд денежных средств, образуемый
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в составе бюджета за счет доходов
целевого назначения или в порядке целевых
отчислений от конкретных видов доходов
или иных поступлений и используемый по
отдельной смете. Средства целевого бюджетной
фонда не могут быть использованы на цели,
не соответствующие назначению целевого
бюджетного фонда.
Государственный внебюджетный фонд –
это форма образования и расходования
денежных средств, а также фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда
формируются в порядке, установленном федеральным
законом, либо в ином порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом.
Внебюджетные фонды создаются законодательными
органами власти
по предложению
исполнительных органов и являются строго целевыми [12, 135c.]. Их
формирование связано с необходимостью
иметь независимые от принятия или непринятия
государственного бюджета целевые источники
средств. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство
применяет специфические формы и методы.
В связи с этим правомерно выделение их
в самостоятельное звено государственных
финансов. По признаку целевой направленности
использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:
внебюджетные фонды социального назначения
и внебюджетные фонды межотраслевого
и отраслевого характера. Кроме того, образуются
внебюджетные фонды территориального
назначения.
В бюджетную систему Российской Федерации
включаются три государственных внебюджетных
фонда (БК ст.144):
Пенсионный
фонд Российской Федерации,
Фонд
социального страхования Российской Федерации,
Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Контроль
за исполнением бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется в
порядке, установленном Бюджетным Кодексом
РФ (ст.150)
Все бюджеты в Российской Федерации автономны
и самостоятельны. Однако в случае необходимости
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено
составление консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет – это свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации на соответствующей
территории (Бюджетный Кодекс РФ (ст.6)).
Консолидированный бюджет используется
для расчета и анализа. Консолидированный
бюджет Российской Федерации представляет
собой свод консолидированных бюджетов
субъектов Федерации и федерального бюджета
(Бюджетный Кодекс (ст.16)); консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации
– свод бюджетов муниципальных образований
и бюджета субъекта Федерации.
В соответствии с Бюджетным Кодексом
Российской Федерации (ст.28) бюджетная система Российской
Федерации основывается на 13 принципах
(гл.5 БК РФ):
единства
бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
самостоятельности
бюджетов;
равенства
бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных
образований
полноты
отражения доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
сбалансированности
бюджета;
эффективности
и экономности использования бюджетных
средств;
общего
(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
адресности
и целевого характера бюджетных средств
бюджета субъекта Российской Федерации, целевого бюджетного фонда
и государственного внебюджетного фонда.
подведомственности
расходов бюджетов
Единство бюджетной системы обеспечивается
единой правовой базой, использованием
единой бюджетной классификации, применением
единых форм бюджетной документации, предоставлением
необходимой статистической и бюджетной
отчетности с одного уровня на другой
для составления консолидированного бюджета
страны в целом или субъекта Российской
Федерации.
Принцип единства бюджетной системы
основан на взаимодействии бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской
Федерации посредством использования
отчислений от регулирующих доходных
источников, создания целевых бюджетных
фондов и использования их средств путем
частичного перераспределения. Единство
бюджетной системы реализуется через
единую финансовую, налоговую, бюджетную
политику, проводимую на всей территории
страны.
Принцип разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации означает закрепление соответствующих
видов доходов и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной
власти Российской Федерации, ее субъектов
и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов
означает право законодательных (представительных)
органов государственной власти и органов
местного самоуправления на каждом уровне
бюджетной системы Российской Федерации
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс.
Самостоятельность бюджетов всех уровней
обеспечивается:
• наличием собственных доходных источников;
• правом самостоятельно утверждать
и исполнять бюджет;
• правом самостоятельно определять
направления использования и расходования
бюджетных средств;
• запретом на изъятие свободных остатков
бюджетных средств, образовавшихся в результате
увеличения поступлений доходов или экономии
в расходах;
• ответственностью за исполнение бюджетов.
Обеспечение самостоятельности бюджетов
всех уровней закреплено Конституцией
РФ, бюджетным и налоговым законодательством,
законодательством о местном самоуправлении.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований означает определение бюджетных
полномочий, установление и исполнение
расходных обязательств, формирование
налоговых и неналоговых доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов, определение объема, форм и порядка
предоставления межбюджетных трансфертов
в соответствии с едиными принципами и
требованиями, установленными Кодексом.
Принцип полноты отражения доходов и
расходов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов, определенные налоговым и бюджетный
законодательством, подлежат отражению
в бюджетах и бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Все государственные
и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств, средств государственных
внебюджетных фондов, аккумулированных
в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета
означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному
объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств предполагает
достижение заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижение
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита.
Принцип гласности предполагает обязательное
опубликование в открытой печати всех
сведений (за исключением секретных статей)
об утвержденных бюджетах и государственных
внебюджетных фондах, а также обязательную
открытость процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов и внебюджетных
фондов.