Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотреть вопросы современной финансовой системы России, определить место и роль финансовой системы России, раскрыть сущность и структуру современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Задачи:
- дать обзор финансовой системе России как экономического элемента;
- раскрыть основные звенья финансовой системы;
- рассмотрение функции финансов;
- раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений;
- сформулировать особенности финансовой системы России;
- подвести итог и сделать вывод финансовой системы России.

Содержание

Введение 3
1.Основная часть 5
1.1.Состав финансовой системы. 5
1.2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды. 10
1.3. Государственный кредит. 18
1.4. Фонды страхования. 24
1.5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов. 28
2.Аналитика финансовой системы РФ 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Финансы курс.р..doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

3. Фонд страховой компании формируется в децентрализованном порядке и только в денежной форме за счет страховых взносов страхователей, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица.

Страховой фонд страховщика  создается за счет большого круга  участников - предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Участники этого фонда (пайщики и пользователи) выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит только в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы каждым участником (страхователем) уплачиваются обособленно. В современных условиях страховой фонд страховщика имеет только денежную форму. Расходование средств фонда производится на конкретные цели - на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с установленными страховщиками правилами и условиями страхования. Объем денежных ресурсов фонда, необходимых для выплаты страхового возмещения и страховых сумм, определяется на основе статистики, эмпирических прогнозов и теории вероятностей. Чем больше число участников фонда, тем более достоверными будут показатели, определяющие объем его финансовых ресурсов. В рамках страхового фонда страховщика достигается весьма высокая эффективность использования имеющихся средств. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников страхового фонда, происходит значительное перераспределение средств, что в конечном итоге приводит к большей маневренности и оборачиваемости. Социальная природа страхового фонда отражает его реальное материальное наполнение. В страховом фонде страховщика реализуются коллективные и личные интересы его участников, отражаются взаимосвязи между социальными позициями участников экономической деятельности и их хозяйственным поведением, мотивациями и стереотипами. Общественный характер страхового фонда страховщика требует соответствующего общественного характера его управления. Иными словами, необходимо организовать страховые отношения между участниками страхового фонда на непосредственно общественной основе через страховые учреждения (страховые общества или страховые компании). Каждое страховое учреждение, в оперативное управление которому передан страховой фонд, с одной стороны, призвано решать задачи имеющихся в обществе страховых интересов, а с другой - должно располагать необходимыми материальными, финансовыми и людскими ресурсами для выполнения этих задач.

В составе совокупного  общественного продукта  любого общества  предусматривается определённая часть, которая резервируется для возмещения возможного ущерба от стихийных бедствий и несчастных случаев. Такой специальный резервный фонд называется страховым фондом.

Страховой фонд - это материально-вещественный  носитель страховой защиты общественного производства.

Страховой фонд неразрывно связан с общественным производством в различных общественно-экономических формациях и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями [10, 200c.]. Поэтому страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой элемент общественного воспроизводства в любом обществе.

Итак, страховой фонд - это элемент общественного воспроизводства, резерв материальных и денежных средств, формируемый из взносов страхователей и находящийся в оперативно-хозяйственном управлении у страховщика.

1.5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих  субъектов - это самостоятельная  сфера системы финансов государства  и выражается в виде различных  денежных потоков, которые в последующем перераспределяются по различным каналам и являются источником экономического развития общества. Финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий) образуют основу всей финансовой системы страны [11, 33c.].

Особенностью финансов предприятия являются её распределительный характер, так как основная часть финансовых отношений предприятия возникает при распределении выручки от реализации продукции, (работ, услуг), валового и чистого дохода. При этом возникают финансовые отношения с бюджетами при уплате НДС, акцизов, других налогов, финансовые отношения с государственными внебюджетными фондами по уплате страховых взносов, социальные выплаты, налог на прибыль, в фонд развития производства и т.д.

Финансы хозяйствующих  субъектов выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов [15]. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики.

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций и учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности [9, 78c.].

Развитие форм собственности  повлекло возникновение новых типов предприятий: частных, кооперативных (по производству товаров, продукции, услуг), акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран.

Финансы каждой отрасли  национального хозяйства имеют  свои существенные отличия, вытекающие из технико-экономических особенностей данной отрасли. Но в то же время сущность и основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов всех отраслей одинаковы, что обусловлено общими принципами хозяйствования и едиными экономическими законами. Все это и предопределяет возможность и необходимость объединения всех их в исходное звено — финансы хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих  субъектов имеют сущность и внешние  формы проявления. Под сущностью  понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию - финансовую. Сущность и формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Так, например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались в налогообложение прибыли, а затем - в подоходный налог; обратное движение средств из бюджетов на финансирование хозяйственных нужд заменено в основном методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками - эти отношения приобретают эквивалентный характер и переводятся на коммерческую основу.

Роль финансов в хозяйственной  деятельности корпораций проявляется, во-первых, в осуществлении обслуживания индивидуального кругооборота фондов, в результате такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в  товарную, после такого процесса товарная стоимость вновь выступает в форме выручки от реализации готового продукта. Во-вторых, участвует в распределении выручки от реализации товаров в фонд возмещения материальных затрат в чистый доход, который выступает в форме прибыли. В-третьих, перераспределяется чистый доход на платежи в бюджет, а также оставляемая прибыль в распоряжении корпораций, направляется на производственные и социальные нужды. Кроме того, в четвертых, чистая прибыль, оставляемая в распоряжении корпорации, направляется на фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели, предусмотренные в ее бизнес-плане. И, наконец, устанавливается контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой состоятельности корпорации.

Финансы корпорации, как  правило, связаны с наличием товарно-денежных отношений и регулированием со стороны  государства, в основном это регламентировано гражданским Кодексом Российской Федерации [6], как-то величина и порядок формирования уставного и резервного капитала; порядок размещения и выкупа акций; приватизация; ликвидация; банкротство; порядок очередности списания средств с расчетного счета; состав затрат, относимых на себестоимость продукции; варианты учетной политики; объекты и ставки налогообложения и других.

Материальной основой  финансов корпораций служит кругооборот  капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного  оборота.

2. Аналитика финансовой системы РФ

В основу финансовой системы на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные Президентом Российской Федерации. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также основные положения "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" [8, 24c.].

Задачи, поставленные в 2011-2013 годах, направлены на решение проблем  повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

Бюджет на 2011-2013 годы будет  направлен, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.

Основными целями бюджета в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой  стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таб.1):

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Динамика

Темпы роста

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

1 441,6

1,11

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

-1,3

0,96

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

446

1,06

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

1 461,9

1,39

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

752,9

1,45

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

-91,6

0,98

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

227,6

1,05

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

23,7

1,05

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

15,1

1,13

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

1 245,1

1,08

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

-2,7

0,94

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

552,3

1,06

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

-96,4

0,98

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

1 413,5

1,39

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

1 418,9

1,41

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

-86,6

0,99

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

-101,1

0,98

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

23,7

1,05

Дефицит (-) /профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

+196,5

0,03

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4

-4

1,9


 

Таблица 1 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей

Анализируем и сравниваем показатели 2009-2010 г.г., находим динамику и темпы роста.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (см.таб.2):

 

Показатель

2010 год

2011 год

 

2012 год

2013 год

прогноз

Темпы роста

прирост к предыдущему  году

прогноз

прирост к предыдущему  году

прогноз

прирост к предыдущему  году

Доходы, всего

7 783,8

8 617,8

1,11

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

%% к ВВП

17,3

17,4

1,01

0,1

16,5

 

16,1

 

Источники покрытия дефицита

2 428,6

1 767,3

0,73

- 661,3

1 712,9

- 54,4

1 765,2

52,3

%% к ВВП

5,4

3,6

0,67

-1,8

3,1

 

2,9

 

Расходы (предельный объем)

10 212,4

10 385,1

1,02

172,7

10 844,6

459,5

11 749,1

904,5

%% к ВВП

22,7

20,9

1,68

-1,7

19,6

 

19,0

 

в том числе  условно утверждаемые

           

271,1

587,5

%% к общему  объему расходов

           

2,5

5,0

Информация о работе Финансовая система России